Резолютивная часть решения оглашена "09" декабря 2021 г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "13" декабря 2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
|
|
|
Михеевой К.В. -
Горовых К.П. -
|
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, начальника отдела контроля в сфере закупок, |
рассмотрев дело N 042/06/34-2086/2021, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МП "ГорУКС" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
25.11.2021 г в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "СТИГМАТРАНС" (вх. N8182Э от 02.12.2021), ООО "Эксперт закупок" (вх. N 8227Э от 03.12.2021), ИП Меньшиков Р.А. (вх. N8202Э от 03.12.2012) (далее - Заявители) на действия заказчика - МП ""ГорУКС"" на действия заказчика - МП "ГорУКС" при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
11.11.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МП "ГорУКС" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 924 996 940,00 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 105 ФЗ N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В Информационной карте аукционной документации заказчиком установлено следующее: Участник закупки должен быть членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Членами саморегулируемой организации могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2, части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Согласно информации единого реестра членов СРО ИП Меньшиков Р.А. (ИНН 660205916409), ООО "Стигматранс" (ИНН 9704012954), ООО "Эксперт Закупок" (ИНН 2204080022) не являются членами СРО.
Уведомлением о принятии жалобы к рассмотрению от 07.12.2021 г. у ИП Меньшикова Р.А., ООО "Стигматранс", ООО "Эксперт Закупок" была запрошена Выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
На момент рассмотрения жалоб ИП Меньшикова Р.А., ООО "Стигматранс", ООО "Эксперт Закупок" (09.12.2021 г.) Выписки из реестра членов саморегулируемой организации в адрес Кемеровского УФАС России ИП Меньшикова Р.А., ООО "Стигматранс", ООО "Эксперт Закупок" не представили.
Таким образом, ИП Меньшикова Р.А., ООО "Стигматранс", ООО "Эксперт Закупок" не могут участвовать в электронном аукционе N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой".
В связи с вышеизложенным права и законные интересы ИП Меньшикова Р.А., ООО "Стигматранс", ООО "Эксперт Закупок" нарушены не были, следовательно, рассмотрение данных жалоб Комиссией Кемеровского УФАС России не осуществляется.
Вместе с тем в процессе проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с частью 5 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно требованиям части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Заказчиком в разделе 7 проекта муниципального контракта установлены условия об ответственности сторон за нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязательств по муниципальному контракту.
Пунктами 9.1 - 9.5 проекта муниципального контракта установлены условия ответственности, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Кроме того, пунктом 9.2 проекта муниципального контракта предусмотрены условия начисления штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Рассматриваемые положения проекта муниципального контракта об ответственности сторон установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Исходя из вышеизложенного, заказчиком соблюдены требования частей 5, 8 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с ч.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 указанной статьи.
Объект закупки Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой".
Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что заказчиком проектно-сметная документация размещена в ЕИС в полном объеме. Кроме того, к вышеуказанной проектно-сметной документации заказчиком было получено положительное заключение государственной экспертизы ГАУ КО "Управление госэкспертизы" и размещено в ЕИС.
В пункте 6.3 проекта контракта заказчиком установлен срок приемки выполненных работ, а именно: Срок приемки выполненных работ и оформление результатов такой приемки по итогам устраненных подрядчиком замечаний составляет 120 (сто двадцать) дней.
В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ N44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу части 7 статьи 94 ФЗ N44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Из вышеизложенного следует, что заказчик в проекте контракта обязан установить порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.
Вместе с тем положениями ФЗ N44-ФЗ не установлено требований к предельным срокам приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.
В связи с вышеизложенным сроки приемки выполненных работ, установленные заказчиком в пункте 6.5 проекта контракта, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, вследствие чего доводы заявителя следует признать необоснованными.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 установлено:
Выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей |
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей; |
Заказчиком в Информационной карте установлены следующие требования в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99:
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе, ч. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей (п. 2 Приложения N 1): |
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей. |
Комиссия Кемеровского УФАС России проанализировала аукционную документацию и установила, что предметом данной закупки является "Выполнение комплекса строительных работ в отношении объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой", следовательно, предметом закупки не является строительство линейного объекта и заказчиком правомерно установлены требования в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Оставить жалобу ИП Меньшиков Р.А. на действия заказчика - МП "ГорУКС" при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой" без рассмотрения.
2.Оставить жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия заказчика - МП "ГорУКС" при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой" без рассмотрения.
3.Оставить жалобу ООО "Эксперт закупок" на действия заказчика - МП "ГорУКС" при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой" без рассмотрения.
4.В результате внеплановой проверки в действиях заказчика -МП "ГорУКС" при проведении электронного аукциона N0539600007321000023 Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Набережная реки Томь с освещением вдоль площади для проведения массовых мероприятий на пересечении просп. Притомского и ул. Терешковой" нарушений не установлено.
5. Производство по делу N 042/06/34-2086/2021 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Михеева К.В. Горовых К.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 13 декабря 2021 г. N 042/06/34-2086/2021 (ключевые темы: массовые мероприятия - ненадлежащее исполнение - электронный аукцион - антимонопольный орган - муниципальный контракт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021