Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 06.12.2021 N 820 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы СПАО "Ингосстрах"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей уполномоченного учреждения - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" -, представителей заявителя - СПАО "Ингосстрах" -, заинтересованного лица - АО "Альфастрахование" -, в отсутствие представителей заказчика - МБУ "Пассажирское" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/54.7-857/2021 по жалобе СПАО "Ингосстрах" на действия комиссии при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров" (N закупки 0826300021021000479) (далее - Конкурс), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба СПАО "Ингосстрах" на действия комиссии при проведении Открытого конкурса.
Из жалобы следует, что комиссия заказчика нарушила требования Закона о контрактной системе, допустив заявку АО "Альфастрахование", предложившего цену контракта, несоответствующую Федеральному закону от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Уполномоченное учреждение представило возражение на жалобу СПАО "Ингосстрах", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержала доводы жалобы. Указали, что СПАО "Ингосстрах" полагает, что комиссия заказчика нарушила требования Закона о контрактной системе, не отклонив заявку АО "АльфаСтрахование", рассчитавшего цену контракта в нарушение требований действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 "Информационной карты" Конкурсной документации, услуги должны, в том числе соответствовать требованиям Федерального закона от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон об ОСГОП), а также Указания Банка России от 10.01.2020 N 5384-У "О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, а также максимальном размере расходов на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и размере отчислений в компенсационный фонд" (далее - Указания ЦБ).
Таким образом, при определении цены контракта должны применяться страховые тарифы, утвержденные Указанием ЦБ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона об ОСГОП страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей, тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования.
Однако АО "Альфастрахование", участник, занявший первое место в Конкурсе, предложил цену контракта ниже минимально возможной. Ценовое предложение в размере 60 615,07 руб. рассчитано АО "Альфастрахование" исходя из версии редакции документации N3 от 01.11.2021, тогда как 08.11.2021, согласно извещению о внесении изменений в документацию, заказчиком внесены изменения в Техническое задание и выложена актуальная редакция N 4, которой необходимо было руководствоваться участникам рассматриваемых торгов при подаче заявок.
Цена контракта, предложенная в заявке АО "АльфаСтрахование" не соответствует Закону об ОСГОП, так как указанный участник применил коэффициенты страховых тарифов в нарушение законодательных норм, а также условий конкурсной документации, поскольку руководствовался условиями документации в недействующей редакции. Таким образом, Комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в Конкурсе и в соответствии с частью 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе должна была принять решение об отклонении заявки вышеназванного участника, предоставившего недостоверные сведения в части цены контракта.
На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в своих возражениях на жалобу СПАО "Ингосстрах", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу СПАО "Ингосстрах", заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.10.2021 размещены извещение и документация об Открытом конкурсе.
Объект закупки - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Начальная (максимальная) цена контракта - 234 165,33 рублей.
На момент рассмотрения жалобы СПАО "Ингосстрах" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 3 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно.
В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром;
3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов;
5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе;
7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 14 статьи 54.4 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме, подавший заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, вправе отозвать данную заявку не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
Частью 2 статьи 54.5 установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
В силу части 4 статьи 54.5 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 1 статьи 54.6 Закона о контрактной системе участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта.
Частью 2 статьи 54.6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что подача окончательных предложений о цене контракта проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме. Продолжительность приема окончательных предложений о цене контракта составляет три часа. Время начала проведения такой процедуры устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
В соответствии с частью 6 статьи 54.6 Закона о контрактной системе в случае, если участником открытого конкурса в электронной форме не подано окончательное предложение о цене контракта, предложение, поданное этим участником в соответствии с частью 2 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, признается окончательным.
В силу части 7 статьи 54.6 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента завершения подачи окончательных предложений о цене контракта оператор электронной площадки формирует протокол подачи окончательных предложений, содержащий:
1) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи окончательных предложений;
2) окончательные предложения о цене контракта, поданные участниками открытого конкурса в электронной форме, с указанием идентификационных номеров заявок участников такого конкурса, времени подачи этих предложений.
Частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе закреплено, что конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения.
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 10 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения в соответствии с частью 8 настоящей статьи протоколов оператор электронной площадки направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений, указанный в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.
На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения пояснили следующее.
На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией было принято о соответствии четырех заявок на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, и проведена оценка указанных заявок по нестоимостным критериям.
Идентификационный номер заявки |
Наименование участника |
Критерий "Квалификация участника закупки" |
|
Количество баллов |
Рейтинг с учетом значимости критерия - 40% |
||
110744452 |
СТРАХОВОЕ ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИНГОССТРАХ" |
100 |
40 |
110744444 |
СТРАХОВОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ВСК" |
100 |
40 |
110744449 |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" |
100 |
40 |
110884000 |
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" |
100 |
40 |
После размещения конкурсной комиссией протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме оператором электронной площадки был направлен протокол подачи окончательных предложений участников, поступившего от оператора электронной площадки 26.11.2021 11:40 (по московскому времени):
|
|
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена контракта |
Дата и время подачи предложения |
|
|
110744449 |
60 615,07 руб. |
03.11.2021 11:12:25 (по московскому времени) |
||||
110744444 |
234 165,24 руб. |
25.10.2021 09:49:45 (по московскому времени) |
||||
110744452 |
234 165,28 руб. |
26.11.2021 11:41:26 (по московскому времени) |
||||
110884000 |
234 165,33 руб. |
16.11.2021 12:37:24 (по московскому времени) |
Конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах рассмотрения и оценки первых и вторых частей, а также с учетом предложений о цене контракта, содержащихся в протоколе подачи окончательных предложений участников, присвоила каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0826300021021000479 от 30.11.2021 года, победителем торгов признано АО "Альфастрахование", участник, заявке которого присвоен первый порядковый номер.
Необходимо отметить, что заказчиком в конкурсную документацию 08 ноября 2021 года были внесены изменения в техническую часть (спецификация), в связи с чем изменены сроки окончания подачи заявок (23.11.2021 г. 10:00 ч.), рассмотрения и оценки первых частей заявок (24.11.2021 г. 10:00 ч.), подачи окончательных предложений (26.11.2021 г. 10:00 ч.), рассмотрения и оценки вторых частей заявок (29.11.2021 г. 10:00 ч.)
В соответствии с частью 14 статьи 54.4 Закона о контрактной системе у АО "Альфастрахования" имелась возможность отозвать заявку с поданным ранее предложением о цене контракта и сформировать новое предложение с учетом последних изменений документации открытого конкурса.
При этом, отстранение участника в связи с неправильным расчетом цены, не соответствовало бы части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, поскольку указанная норма закона содержит исчерпывающий перечень оснований признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям, установленным Конкурсной документацией.
Кроме того, предложение о цене контракта не является частью заявки на участие в конкурсе, подлежащей рассмотрению членами комиссии.
Нормы Закона о контрактной системе не позволяют заказчику, конкурсной комиссии каким-либо образом отстранить участника конкурса от дальнейшего участия в закупке в связи с подачей ценового предложения, не соответствующего действующим на территории Российской Федерации законам и подзаконным нормативным правовым актам. Конкурсная комиссия не наделена полномочиями по проверки правильности ценообразования товаров (работ, услуг), предлагаемых участниками закупок.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России не может прийти к выводу об обоснованности доводов жалобы СПАО "Ингосстрах", поскольку действия конкурсной комиссии соответствуют с действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу СПАО "Ингосстрах" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 13 декабря 2021 г. N 031/06/54.7-857/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021