Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу индивидуального предпринимателя т на действия заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций в 2022 году, (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167100000121000018),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 06.12.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя т на действия заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций в 2022 году.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Как следует из жалобы, заказчиком в документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, учитывая, что указанный объем работ составляет незначительную долю от всего объема работ, предусмотренных контрактом. По мнению заявителя из условий аукционной документации, следует, что работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки. Поэтому установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, что должно быть предусмотрено проектом контракта Заказчика.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя согласно которым в рамках аукциона осуществляется закупка услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций. В этой связи был применен код ОКПД2 по коду 81.10.10.000 "Услуги по комплексному обслуживанию помещений" который устанавливает, что эта группировка включает в себя предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д. Соответственно закупка услуг по коду ОКПД2 81.10.10.000 должно осуществляться в комплексе всех требуемых услуг для заказчика. В свою очередь, включение в аукционную документацию оказание исполнителем в составе комплекса услуг, в том числе услуг по техническому обслуживанию автоматических систем пожаротушения и систем безопасности является потребностью заказчика и не противоречит требованиям статьи 33 Закона N44-ФЗ. При этом, заказчик отметил, что только в случае если бы в составе эксплуатационных услуг была установлено требование по монтажу систем пожарной и/или охранной сигнализации, то заказчик обязан был применить отдельный код ОКПД2 43.12.10.140 и проводить отдельную закупку.
Таким образом, в связи с тем, что техническое обслуживание автоматических систем пожаротушения и систем безопасности является комплексным видом услуг, то установление в аукционной документации требования о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является законным и обоснованным и не ограничивающим конкуренцию среди участников закупок.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Как следует из материалов дела, 30.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС) (реестровый номер извещения 0167100000121000018) и на сайте оператора электронной торговой площадки - АО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru заказчиком размещено извещение (с документацией) о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций в 2022 году.
На заседании Комиссии установлено, что согласно технического задания (раздел 3 аукционной документации) в состав услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций в 2022 году входит, в том числе, техническое обслуживание автоматических систем пожаротушения.
В документации об аукционе (пункт 8.1 информационной карты аукциона) установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ: В соответствии с Федеральным закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требуется наличие лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (В указанной Лицензии в перечне видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, должны быть включены деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, а также техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ).
В свою очередь пункт 8.2 документации об аукционе устанавливает обязанность участника закупки для подтверждения соответствия установленному выше требованию заказчика предоставить в составе второй части заявки соответствующую лицензию.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128). Пунктом 1 приложения к Положению N 1128 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ входит в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из содержания вышеизложенных норм следует, что исполнитель договора при осуществлении оказания услуг по техническому обслуживанию систем пожаротушения, предусмотренных соответствующим совокупности необходимых к оказанию услуг, должен обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемом случае услуги, подлежащие лицензированию, не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем в совокупности с иными работами, на которые не требуется лицензия, то, как справедливо отметил заявитель, установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке такой лицензии ограничивает количество вероятно возможных участников.
Аналогичный правовой подход сформулирован в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии либо иных разрешительных документов на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для выполнения таких работ соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
В свою очередь, наличие в проекте контракта (пункт 2.4) условия об исполнении обязательств по контракту лично исполнителем (из его материалов, его силами и средствами) с учетом требования о предоставлении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений непосредственно у участника закупки является неправомерным поскольку значительная часть работ (услуг) может быть выполнена лицами не имеющим такой лицензии, но имеющими возможность надлежащим образом исполнить свои обязательства посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией.
Таким образом, действия заказчика в части установления требования в документации о закупке, влекущего за собой ограничение количества участников закупки (требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) не соответствуют требованиям части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В этой связи Комиссия, учитывая характер допущенного нарушения полагает необходимым выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, аннулирования (отмены) электронного аукциона N 0167100000121000018 и осуществления последующей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Т на действия заказчика Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению эксплуатационным обслуживанием зданий, инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории УФНС России по Тюменской области и подведомственных инспекций в 2022 году (реестровый номер закупки 0167100000121000018) обоснованной.
2. Признать заказчика - УФНС России по Тюменской области нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, аннулирования (отмены) электронного аукциона N 0167100000121000018.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 декабря 2021 г. N 072/06/44/228/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021