На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 014/06/99-2442/2021 от 30.11.2021 года, обращения ООО "." (вх. N 10063 э от 23.11.2021 г.), системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая (документарная) проверка действий (бездействий) заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку медицинских изделий кислородных станций, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровая запись контракта N 2143505451821000161).
Полное наименование проверяемой организации: Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство здравоохранения РС(Я)", заказчик)
Юридический адрес проверяемой организации: 677011, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, 30;
Почтовый адрес проверяемой организации: 677011, Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, 30;
ОГРН: 1031402057610; ИНН: 1435054518; КПП: 143501001.
Проверка проведена с 01 декабря 2021 года по 10 декабря 2021 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком требований законодательства о контрактной системе
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения ООО "." (вх. N 10063 э от 23.11.2021 г.), из которого следует, что заключенный государственный контракт N 29102021/1 от 29.10.2021 г. между заказчиком и ООО ".", заключен по завышенной цене, так как коммерческое предложение, представленное подателем обращения ООО "." была значительно ниже.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Установленный указанной нормой законодательства о защите конкуренции запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Для квалификации действий Министерства здравоохранения РС(Я) как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие противоречащего закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения.
Рассматривая в совокупности обстоятельства дела, Управлением установлено следующее.
В ходе проверки заключения контракта с единственным поставщиком Министерства здравоохранения РС(Я) установлено, что данным заказчиком заключен государственный контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе N 29102021/1 от 29.10.2021 с ООО ".", сумма контракта: 620 898 000,00 руб. Согласно условиям контракта, срок доставки, разгрузки, сборки, установки, монтажа, ввода в эксплуатацию оборудования, обучения правилам эксплуатации специалистов Заказчика установлена до 15.02.2022 г.;
Заказчик вправе провести закупку по вышеназванному основанию, только если применять конкурентные способы определения поставщика, требующие затрат времени, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, только при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Принцип срочности следует из нормы закона (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), т.к. выбор иного способа закупки может потребовать "затрат времени". Соответственно, принимая во внимание "экстренность, "неотложность" и "чрезвычайность", договор с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается в кратчайшие сроки. Кратчайшие сроки предусматриваются так же и в самом контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Обстоятельства, при которых заказчиком устанавливаются значительные сроки поставки товара (109 дней), что превышает возможные сроки осуществления закупок конкурентным способом определения поставщика, свидетельствуют об отсутствии фактора срочности такой закупки, отсутствие свойств внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, поэтому не обуславливают правомерность заключения указанных контрактов контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта заказчик применил код в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (К'ПЕС 2008): ОКПД2 32.50.21.129 "Оборудование дыхательное прочее, не включенное в другие группировки".
Указанные коды входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, Министерством здравоохранения РС(Я) с ООО "." неправомерно заключен государственный контракт N 29102021/1 от 29.10.2021.
В вышеуказанных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 7.29 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
В уведомлении (исх. N 03/И-01-23/3276 от 29.10.2021 г.), направленном Заказчиком в Министерство финансов Республики Саха (Якутия), не указано обоснование заключения контракта, что свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" утверждены правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
В соответствии с пп. "з", "к", "н" п. 2 Правил в реестр контрактов включается информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций), наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с учетом положений подпункта "р" настоящего пункта, информация о производителе товара в отношении исполненного контракта, а также документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).
При этом согласно абзацу 3 п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются, в том числе копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком включена в реестр контрактов информация о заключенном контракте от 29.10.2021 г. с нарушением регламентированного срока, а именно 26.11.2021 г.
Учитывая изложенное Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, несвоевременно разместившего информацию о заключенном контракте от 29.10.2021 г. в реестре контрактов на сайте единой информационной системы, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из обращения ООО "." заказчик допустил заключение контракта по завышенной цене.
При этом, пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
На основании изложенного, довод подателя обращения о заключении заказчиком государственного контракта с завышенной стоимостью, Комиссией Якутского УФАС России не рассматривается.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым направить информацию в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для рассмотрения довода подателя обращения в рамках представленных полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать заказчика Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку медицинских изделий кислородных станций, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровая запись контракта N 2143505451821000161) нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 93, часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что на момент заседания Комиссии контракт был заключен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
4. Направить материалы обращения в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для рассмотрения довода подателя обращения о ненадлежащем обосновании цены контракта в рамках представленных полномочий.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии .
Члены комиссии .
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 декабря 2021 г. N 014/06/99-2442/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021