Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ЮУРЦС" (вх. 20078) 02.12.2021 года на действия Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан при осуществлении закупки N0801200000121000383 "Поставка электрокардиографа для объекта "Строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену и взрослой поликлиники на 400 посещений в смену в г. Бирске"".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0801200000121000383.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что под требования, изложенные в технической документации, соответствует товар единственного производителя.
Согласно письменным и устным пояснениям Заказчика: "Стоит отметить, что Заказчику в соответствии с пунктами 1.1, 1.3.1 и 1.34 Раздела N 2 Технического задания аукционной документации требуется 12-канальный электрокардиограф. В реестре радиоэлектронной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на данный момент присутствует только один 12-канальный электрокардиограф - Электрокардиограф 3-6-12 канальный с регистрацией ЭКГ в ручном и автоматическом режимах ЭК12Т-01-"Р-Д", производства ООО "НПП "Монитор".
Во-первых, составление технического задания с учетом характеристик единственного электрокардиографа, включенного в реестр, противоречит Федеральному закону N 135 "О защите конкуренции" (ч.1 ст.17 "При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции").
Во-вторых, электрокардиограф 3-6-12 канальный с регистрацией ЭКГ в ручном и автоматическом режимах марки ЭК12Т-01-"Р-Д" производства ООО "НПП "Монитор" не соответствует требованиям Заказчика, а именно:
Требования к техническим и функциональным характеристикам |
Электрокардиограф 3-6-12 канальный с регистрацией ЭКГ в ручном и автоматическом режимах ЭК12Т-01-"Р-Д" |
||
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение |
|
1.3.4 |
Питание кардиоусилителя и связь его с компьютером через стандартный съемный USB-кабель |
Наличие |
Не соответствует |
1.5. |
Работоспособность на планшетных компьютерах, ноутбуках, и настольных компьютерах |
Наличие |
Не соответствует |
1.7. |
Управление программными функциями с помощью клавиатуры |
компьютерная и сенсорная |
Не соответствует |
1.8. |
Ввод информации о пациенте при помощи клавиатуры |
компьютерная и сенсорная |
|
1.13. |
Сохранение сегмента ЭКГ заданной длины, зарегистрированного перед нажатием кнопки записи при мониторинге ЭКГ (режим "записи назад") |
Наличие |
Не соответствует |
1.22. |
Функция выбора формулы расчета интервала QT, коррегированного отностительно ЧСС (Базетта, Фредерика, Саги, Ходжеса) |
Наличие |
Не соответствует |
1.41. |
Совместимость с Модульной системой для регистрации и дистанционной передачи ЭКГ "EASY ECG", используемой Получателем |
Наличие |
Не соответствует |
2. |
ЭКГ-регистратор для ОС Windows с подключением к компьютеру по кабелю USB |
Наличие |
|
2.3.4 |
Питание кардиоусилителя и связь его с компьютером через стандартный съемный USB-кабель |
Наличие |
Не соответствует |
2.5. |
Работоспособность на планшетных компьютерах, ноутбуках, и настольных компьютерах |
Наличие |
Не соответствует |
2.7. |
Управление программными функциями с помощью клавиатуры |
компьютерная и сенсорная |
Не соответствует |
2.8. |
Ввод информации о пациенте при помощи клавиатуры |
компьютерная и сенсорная |
|
2.13. |
Сохранение сегмента ЭКГ заданной длины, зарегистрированного перед нажатием кнопки записи при мониторинге ЭКГ (режим "записи назад") |
Наличие |
Не соответствует |
2.22. |
Функция выбора формулы расчета интервала QT, корригированного относительно ЧСС (Базетта, Фредерика, Саги, Ходжеса) |
Наличие |
Не соответствует |
2.42. |
Совместимость с Модульной системой для регистрации и дистанционной передачи ЭКГ "EASY ECG", используемой Получателем |
Наличие |
Не соответствует |
Таким образом, при описании объекта закупки в действиях Заказчика отсутствуют нарушения, поскольку характеристики необходимого к поставке оборудования Заказчиком указаны исходя из официальных писем участников рынка закупаемого товара".
Также в разделе N 2 Техническое задание помимо характеристик указанных в соответствии с КТРУ присутствуют дополнительные характеристики с обоснованием их применения с учетом требований ГОСТ Р 55952-2014 "Изделия медицинские электрические. Монитор электрокардиографический. Технические требования для государственных закупок".
Заказчиком в качестве обоснования своих доводов была представлена сравнительная таблица, согласно которой требованиям документации соответствуют, как минимум, два производителя.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Основной задачей Закона о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения закупок, сколько выявление в результате аукциона участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения закупок.
При описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные Законом о контрактной системе требования, Заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении Заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьями 64, 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, предметом обжалуемой закупки является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен, что подтверждается информацией о количестве заявок участников, поданных на момент окончания подачи заявок.
Указание Заказчиком определенных требований к товару обусловлено потребностями Заказчика и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими поставщиками.
Заявитель имеет равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой является обеспечение нужд Заказчика, и предложить необходимый товар на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Поскольку основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей Заказчика, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые товары которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Спорные требования являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в торгах.
Кроме того, возможное сужение круга участников закупки, по мнению Заявителя, само по себе не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе. Принцип запрета необоснованного ограничения круга участников закупки, Заказчиком не нарушен.
Аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей Заказчика. Установленные ст.33 Закона о контрактной системе требования Заказчиком соблюдены. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссией в данной части не установлено нарушений Закона о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик не установил требования в соответствии с постановлением Правительства N878, так как КТРУ, установленный Заказчиком входит в ограничения по постановлению Правительства N878.
Комиссией установлено, что Заказчик применил код позиции 26.60.12.111-00000024. Указанный код позиции входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства N878 - установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 указанного постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
09.09.2021 Минпромторг России на своем официальном сайте (ссылка https://gisp.gov.ru/news/15832233/) предоставил следующие разъяснения (цитата): "Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, и в целях реализации постановления N 878 (в редакции постановления N 1432) заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона N 44-ФЗ, установленных к способам проведения закупки".
Пункт 5 указанного постановления не имеет инструментов практической реализации (исполнение фактически невозможно), о чем сообщается в вышеуказанных разъяснениях Минпромторга России.
На заседании комиссии было установлено, что в Единой информационной системе Заказчиком размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.12.2021 NРД1, в котором содержится обоснование невозможности соблюдения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссией в данной части не установлено нарушений Закона о контрактной системе.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что поданные им запросы о даче разъяснений положений документации были отклонены Заказчиком.
На заседании комиссии было установлено, что в Единой информационной системе размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 02.12.2021 NРД1.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 декабря 2021 г. N ТО002/06/105-2547/2021 (ключевые темы: участники закупок - компьютер - аукционная документация - товарный знак - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021