Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заявителя - ООО "СтартГаз":
в отсутствие представителей Заказчика, Уполномоченного органа, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14511 от 02.12.2021) на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на организацию питания обучающихся льготных категорий, питания и обеспечения молоком или иным молочным продуктом обучающихся, получающих начальное общее образование в МОУ "Сланцевская СОШ N 3".
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 10.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 061 886,50 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, Постановление Правительства РФ N 1085).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Комиссия установила, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"16.4. Оценка заявок по нестоимостному критерию N1 - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании и опыта работы, связанного с предметом контракта" и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". (далее - "Квалификация участника закупки").
Значимость критерия: 40.
Единица измерения критерия - баллы.
16.4.1. Установлены показатели нестоимостного критерия оценки :
а) Деловая репутация участника закупки. Максимальное значение в баллах для данного показателя - 60 баллов.
б) Протоколы проведения лабораторных исследований. Максимальное значение в баллах для данного показателя - 30 баллов.
в) Репутация профессиональной деятельности. Максимальное значение в баллах для данного показателя - 10 баллов.
а) Для оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки", конкурсная комиссия исходит из продолжительности присутствия участника конкурса на рынке предоставления услуг по организации питания на дату окончания подачи заявок с учетом правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, в соответствии с представленными участником конкурса в составе конкурсной заявки сведениям, начиная с даты регистрации участника закупки.
Для подтверждения показателю "Деловая репутация участника закупки" участник закупки предоставляет следующие сведения: выписка из ЕГРОЛ и/или ЕГРИП.
Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе документов от участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы, то по показателю "Деловая репутация участника закупки" будет присвоено нулевое значение.
Оценка предложений присуждаемых по критерию "Деловая репутация участника закупки", (НЦБi) определяется по формуле: НЦБi1=КЗх100х(Кi /Кmах), где
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,6;
К mах - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
- 100 баллов - присваивается участнику, предоставившему набольшее количество полных лет на рынке предоставления услуг по организации питания на момент подачи заявки на участие в электронном конкурсе;
- остальным участникам баллы присваиваются пропорционально указанному количеству полных лет на рынке предоставления услуг по организации питания на момент подачи заявки на участие в электронном конкурсе.
- 0 баллов - присваивается участнику, в случае отсутствия или не предоставления сведений о количество полных лет на рынке предоставления услуг по организации питания на момент подачи заявки на участие в электронном конкурсе.
б) Протоколы проведения лабораторных исследований
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,3;
Определяется по заключению протоколов проведенных лабораторных и инструментальных исследований, экспертиз и анализов в рамках производственного контроля в соответствии с приложением 12 СанПиН 2.4.5.2409-08 по итогам работы за 2020 и первое полугодие 2021 календарных годов при оказании услуг, аналогичных услугам, являющихся предметом конкурса.
Заказчиком при проведении лабораторных и инструментальных исследований должен выступать участник закупки. Перечень лабораторных и инструментальных исследований в рамках производственного контроля указан в таблице N 2.
Протоколы проведенных лабораторных и инструментальных исследований должны иметь заключения (выводы/результаты исследований), которые соответствуют действующим санитарным нормам и требованиям.
Таблица N 2
N п/п |
Вид исследований |
Объект исследования (обследования) |
Заключение/Вывод* |
1 |
Микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства |
Салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
2 |
Калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре |
Суточный рацион питания |
фактическая калорийность с погрешностью измерений, согласно Методическим указаниям по контролю за питанием N 4237-86 |
3 |
Контроль проводимой витаминизации блюд |
Третьи блюда |
"С" витаминизация проведена правильно |
4 |
Микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП) |
Объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
5 |
Микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов |
Оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
6 |
Исследования смывов на наличие яиц гельминтов |
Оборудование, инвентарь, тара, руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень) |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
7 |
Исследования питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям |
Питьевая вода из разводящей сети помещений: моечных столовой и кухонной посуды; цехах: овощном, холодном, горячем, доготовочном (выборочно) |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
8 |
Исследование параметров микроклимата производственных помещений |
Рабочее место |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
9 |
Исследование уровня искусственной освещенности в производственных помещениях |
Рабочее место |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
10 |
Исследование уровня шума в производственных помещениях |
Рабочее место |
Соответствуют санитарным нормам и требованиям |
* может быть использована другая формулировка, не противоречащая требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08.
Оценка предложений присуждаемых по критерию "Протоколы проведения лабораторных исследований", (НЦБi) определяется по формуле: НЦБi1=КЗх100х(Кi /Кmах), где
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,3;
К mах - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
- 100 баллов - присваивается участнику, предоставившему набольшее количество протоколов лабораторных и инструментальных исследований;
- остальным участникам баллы присваиваются пропорционально указанному количеству протоколов лабораторных и инструментальных исследований.
- 0 баллов - присваивается участнику, в случае отсутствия или не предоставления сведений о количество протоколов лабораторных и инструментальных исследований.
в) Оценка заявок по показателю "Репутация профессиональной деятельности"
Подтверждением репутации профессиональной деятельности участника закупки служат приложенные копии положительных отзывов и (или) благодарностей от заказчиков по оказанным услугам при оказании услуг общественного питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления за период с 2017 года по настоящее время.
Коэффициент значимости показателя КЗ = 0,1
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
НЦБi = КЗ x 100 x (Ki / Kmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В случае не предоставления предложений, отсутствия или не соответствия предложений и предъявляемым к ним требованиям - 0 баллов.
16.5. Для сопоставления заявок осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.
На основании результатов оценки заявок на участие в электронном конкурсе Единая комиссия присваивает каждой заявке на участие в электронном конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в электронном конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в электронном конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в электронном конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в электронном конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем электронном конкурса признается участник электронном конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в электронном конкурсе, которого присвоен первый номер".
Комиссия установила, что согласно требованиям порядка оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме для подтверждения показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" участник закупки предоставляет следующие сведения: выписка из ЕГРОЛ и/или ЕГРИП.
При этом, Заказчиком не определено, что участникам закупки необходимо понимать под сокращенным наименованием "ЕГРОЛ".
По второму доводу жалобы Комиссия установила, что по показателю "Протоколы проведения лабораторных исследований" критерия "Квалификация участников закупки" оценка производится по заключению протоколов проведенных лабораторных и инструментальных исследований, экспертиз и анализов в рамках производственного контроля в соответствии с приложением 12 СанПиН 2.4.5.2409-08 по итогам работы за 2020 и первое полугодие 2021 календарных годов при оказании услуг, аналогичных услугам, являющихся предметом конкурса.
При этом, Заказчиком в конкурсной документации и на заседании Комиссии не представлено доказательств необходимости установления требования о предоставлении сведений относительно лабораторных исследований исключительно по итогам работы за 2020 и первое полугодие 2021 календарных годов, без указания, например 2019 года.
Кроме того, пунктом 27 Правил установлен исчерпывающий перечень показателей нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Указанным положением Постановления Правительства N 1085 не предусмотрены показатели "Протоколы проведения лабораторных исследований", "Репутация профессиональной деятельности", следовательно, установления таких показателей является нарушением пункта 27 Правил.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтартГаз" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, части 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 декабря 2021 г. N 047/06/54.3-2648/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021