Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Шурубора А.О.:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14576 от 03.12.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку немонтируемого сценического оборудования (освещение, несветовые эффекты и комплектующие) для объекта: "Строительство сельского дома культуры со зрительным залом на 150 мест с библиотекой и спортзалом МО Скребловское сельское поселение в поселке Скреблово Лужский муниципальный район Ленинградская область".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 910 789,11 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По первому доводу жалобы Комиссия установила, что в пункте 19 раздела I документации об электронном аукционе установлена следующая дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - "03" декабря 2021 года.
При том, согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 06.12.2021.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Кроме того, в пункте 20 раздела I документации об электронном аукционе установлена следующая дата проведения аукциона: 06 декабря 2021 года
В извещении о проведении электронного аукциона установлена следующая дата проведения аукциона: 07 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение требований Закон о контрактной системе.
По второму доводу Комиссия установила, что в пункте 34 раздела I аукционной документации установлено следующее:
"Преимущества, предоставляемые осуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организациям инвалидов: предоставляются".
При этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона - сведения о предоставлении преимуществ организациям инвалидов - отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения требований Закона о контрактной системе в части установления в аукционной документации и в извещении о проведении электронного аукциона противоречащей информации.
По третьему доводу жалобы Комиссия установила, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком закупаются, в том числе следующие товары:
"27.90.40.190 Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки
27.40.33.190 Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света с лампами прочих типов
27.40.15.120 Лампы ультрафиолетовые
27.40.12.000 Лампы накаливания галогенные с вольфрамовой нитью, кроме ультрафиолетовых или инфракрасных ламп
27.40.11.000 Лампы герметичные узконаправленного света
27.40.15.150 Лампы светодиодные".
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878) содержатся указанные наименования товаров с кодами ОКПД2.
При этом, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в документации об электронном аукционе не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что ограничение на радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Также пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на заседании Комиссии не представлено, в составе документации об электронном аукционе указанное разрешение также не размещено.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком закупаются, в том числе следующие товары:
"28.29.22.120 Распылители
27.32.13.199 Кабели, провода и другие проводники прочие на напряжение до 1 кВ, не включенные в другие группировки".
Указанные наименования товаров отсутствуют в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 878.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
По пятому доводу жалобы Комиссия установила, что согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком закупаются, в том числе следующий товар:
27.40.15.150 Лампы светодиодные
При этом товарная позиция с данным ОКПД 2 присутствует в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд: https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/ktru-description.html?itemId=833 27.
Согласно пункту 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом, согласно каталогу товаров, работ, услуг коды позиций "27.40.15.150-00000002", "27.40.15.150-00000001", "27.40.15.150-00000003" обязательны к применению с 09.01.2022.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
По шестому и седьмому доводу жалобы Комиссия установила, что Заказчиком установлены неизменяемые показатели (характеристики) товаров в проекте контракта, а изменяемые, которые необходимо предоставить участникам закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в описании объекта закупки.
При этом, в описании объекта закупки Заказчиком определено следующее:
"Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых не могут изменяться, установлены в Приложении N 1 Проекта контракта (Спецификация).
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться, установлены в таблице N 1 Описания объекта закупки".
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
По восьмому доводу жалобы Комиссия установила, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не определяется порядок предоставления сведений в составе заявки, например, в случае, когда требование задано с использование союза "и" и знаков "", "<" (показатель "Длина кабеля" для товара N 3) или в случае использования словосочетания "не уже" и символа "/" (показатель "Установка под углом в диапазоне" для товара "Прожектор профильный").
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
По девятому доводу жалобы на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
По десятому доводу жалобы Комиссия установила, что в описании объекта закупки требования к гарантии поставляемого товара установлены следующим образом:
"Гарантированный срок эксплуатации - срок и объем предоставления гарантий качества на поставляемый Товар устанавливается в размере 12 месяцев с даты подписания документов о приемке",
В Приложении к проекту контрата требования к гарантии установлены следующим образом:
"На Товар установлена гарантия производителя - не менее 12 (двенадцать) месяцев с даты поставки Товара. Предоставление гарантии производителя осуществляется вместе с Товаром.
На Товар установлена гарантия Поставщика - не менее 12 (двенадцать) месяцев с даты поставки Товара, но не менее срока предоставления гарантии производителя. Предоставление гарантии Поставщика осуществляется вместе с Товаром".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований Закона о контрактной системе в части установления противоречащих требований в аукционной документации. Аналогичное нарушение относительно установления противоречащих требований в аукционной документации усматривается также по 11 доводу жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шурубора А.О. обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктом 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 декабря 2021 г. N 047/06/64-2657/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021