Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчиков - Государственного казенного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Тихвинская психиатрическая больница":
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ЭнзоВин Нутришн", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14697 от 07.12.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 270 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования к поставляемому товару не в соответствии с техническими регламентами и стандартами.
Представитель Заказчика пояснил, что в описании объекта закупки установлены требования, удовлетворяющие потребности Заказчика в полном объеме, при этом, в документации об электронном аукционе содержится обоснование установления требований не в соответствии с техническими регламентами и стандартами.
Представитель Заказчика также пояснил, что требования к значениям конкретных показателей (характеристик) установлены в соответствии с границами установленными техническими регламентами и стандартами.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к следующим конкретным показателям (характеристикам) необходимого к поставке товара:
N |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
1 |
Витаминно-минеральный комплекс (ВМК) |
КГ |
45 |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК). Предназначен для применения у взрослых и детей с 3х лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в медицинских организациях и в учреждениях социального обслуживания. Выпускается по ГОСТ Р 58040-2017. |
|
|
|
|
Одна порция ВМК в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N395н "Об утверждении норм лечебного питания" должна обеспечивать от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ. |
|
|
|
|
Внешний вид порошка ВМК: Однородный порошок. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии. |
|
|
|
|
Запах порошка ВМК: Без специфического запаха, характерного для витаминов. |
|
|
|
|
Вкус ВМК в готовом блюде: При добавлении ВМК в готовые блюда имеет нейтральный вкус.** |
|
|
|
|
Цвет ВМК в готовом блюде: Не допускается наличие темных нерастворимых вкраплений.** |
|
|
|
|
Упаковка: - единичная упаковка пакетики массой нетто от 10г до 50г** -групповая упаковка герметичная, массой нетто: не более 1 кг ** |
|
|
|
|
Состав ВМК: смесь витаминов - не менее 10 (включая витамины: А, D3, витамины группы В (в том числе В5 - пантотенат кальция и В7 - биотин), Е, С) и минеральных веществ - не менее 2-х (в составе обязательно наличие цинка)** |
ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 декабря 2017 г. N 2094-ст в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", то есть является документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Установление в аукционной документации требования о том, что объект закупки Витаминно-Минеральный Комплекс (ВМК) должен соответствовать ГОСТ Р 58040-2017, полностью отвечает требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия" распространяется на витаминно-минеральные комплексы (далее - ВМК) - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.) и содержит технические требования к конкретным характеристикам, в том числе к органолептическим показателям (п. 5.2.1) и к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК (п. 5.2.2).
В частности, в отношении ВМК, готовых к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях, ГОСТ Р 58040-2017 устанавливает следующее требование к содержанию витаминов и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК: "не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте" (5) - далее по сноске ГОСТа - (5) - MP 2.3.1.2432-08: согласно Методических Рекомендаций 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации", в том числе по ГОСТ Р 57106".
Соответственно, ГОСТ Р 57106-2016 не является единственным документом, в соответствии с которым могут производиться ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, а распространяется на ВМК конкретного состава.
Более того в системе Национальной стандартизации РФ не существует такого понятия как "ссылочный ГОСТ" и/или "сопутствующий ГОСТ". Таким образом заказчик при описании своих потребностей на ВМК в аукционной документации использовал ГОСТ Р 58040-2017.
При этом ГОСТ Р 58040-2017 действительно НЕ устанавливает конкретных требований к составу ВМК, что также нашло отражение в техническом задании заказчика - полного конкретного состава витаминов и минералов в техническом задании заказчика не устанавливалось.
Но при этом в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчиком дано обоснование тех конкретных требований к ВМК установленных им и являющихся значимыми относительно потребности заказчика в ВМК, а именно:
** Соответствие ГОСТ указано для обеспечения качества и безопасности продукции для обеспечения лечебного питания.
Требования к витаминно-минеральному составу ВМК установлены на основании данных, полученных в результате многочисленных исследований обеспеченности пациентов витаминами и минеральными веществами, и учитывает дефицит основных элементов у большого количества пациентов в РФ, в том числе в том числе витаминов: А, D3, витаминов группы В, Е, С, и др.
Вит А - необходим для подержания и восстановления эпителиальной и костной ткани.
В5 - необходим для нормализации обмена аминокислот, белков, жиров и углеводов.
В7 - регулирует уровень сахара в крови, снижая риск возникновения диабета.
Цинк - мощный антиоксидант, необходим для укрепления иммунитета и повышения сопротивляемости организма, в том числе в период пандемии Covid-19.
В готовых блюдах не должно быть темных нерастворимых вкраплений при добавление в них ВМК, которые могут менять внешний вид готового блюда и негативно сказываться на восприятии готовых блюд пациентами, ВМК не должен влиять на изменение органолептических свойств готового блюда в том числе на вкус и на цвет.
Таким образом, требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки соблюдены полностью.
При этом абсолютно не состоятельными являются доводы участника, что якобы Заказчик при описании объекта закупки не предусматривает, что поставляемый ВМК должен являться специализированным пищевым продуктом, имеющим область применения: для приготовления (обогащения) блюд диетического лечебного питания в медицинских организациях. Как раз наоборот Заказчик и в Описании объекта закупки, и в Наименовании товара, и в Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара Технического задания электронного аукциона, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика указывает на то, что к поставке требуется именно:
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - Витаминно-минеральный комплекс (ВМК), который предназначен для применения у взрослых и детей с 3х лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд в составе диет лечебного питания с целью восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в медицинских организациях и в учреждениях социального обслуживания.
Объект закупки электронного аукциона: "Поставка витаминно-минерального комплекса".
Таким образом, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Указание Заказчиком в документации об аукционе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком в Документации об аукционе установлены требования к характеристикам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (лечения пациентов и проведения наилучшей медицинской манипуляции).
Данный вывод содержится также в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, при этом Верховный суд отмечает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении требований к объекту закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товара, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения (позиция Северо-Западного арбитражного суда по делу А56-35274/2020).
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭнзоВин Нутришн" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 декабря 2021 г. N 047/06/64-2699/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021