Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медторгбыт" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок в электронной форме на поставку товаров (дезинфицирующие средства и кремы) для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России (извещение N 0348100009321000027 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Закупочную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, Закупочной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено на Официальном сайте - 26.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 056 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 03.12.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
1) Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию Закупочной документации для товаров N 1 и N 3 установлены требования к характеристикам, в том числе следующих товаров "Дезинфицирующее средство для поверхностей" и "Дезинфицирующее средство для помещений".
По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных для указанных товаров, соответствуют средства единственного производителя: кожный антисептик "Дезиптол" и изделие "Дезин Био".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки товаров иного производителя, соответствующего требованиям Закупочной документации, не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию Закупочной документации установлены неправомерные требования к характеристикам товаров.
Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам поставляемых товаров, например, следующие: "Состав 2-феноксиэтанол 0.3 %, N, N-бис(3-аминопропил) додециламин 0.1 %, Дидецилдиметиламмоний хлорид 0.1 %, Изопропиловый спирт (пропанол-2) 68 %, Вспомогательные компоненты", "Объем 1 л.", "Состав Алкилдиметилбензиламмоний хлорид (АДБАХ) 0.2%, изопропиловый спирт (пропанол-2) 70%, компоненты, улучающие состояние кожи, вспомогательные компоненты", "Объем 1 л.", "Объем 5 л.", "Форма выпуска канистра", "Жидкое крем-мыло антибактериальное 5 л.".
Комиссия приходит к выводу, что Закупочная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Запросе котировок помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о показателях технологических процессов изготовления товаров.
Кроме того, Комиссия отмечает, что упаковка и фасовка не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товаров, в связи с чем, установленные Заказчиком в Техническом задании требования к упаковке и фасовке товаров являются неправомерными.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров не в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правила заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в пунктах 1-6 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации установлены требования к техническим характеристикам для товаров, в отношении которых предусмотрены соответствующие позиции КТРУ:
- 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее";
- 20.42.15.141-00000005 "Крем для рук";
- 20.41.31.130-00000002 "Мыло туалетное жидкое".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что описание для указанных товаров установлено не в соответствии с КТРУ, а также не размещено надлежащее обоснование необходимости включения дополнительных характеристик, что не соответствует Правилам и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлены требования к характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам поставляемых товаров, например, следующие: "Предназначено для проведения профилактической, текущей и заключительной дезинфекции в лечебно-профилактических и детских учреждениях, в том числе клинических, микробиологических и других лабораториях, в инфекционных очагах, на санитарном транспорте, на предприятиях коммунально-бытового обслуживания (гостиницы, общежития, парикмахерские, бани, прачечные, предприятия общественного питания, промышленные рынки, общественные туалеты), в учреждениях образования, культуры, отдыха, спорта (бассейны, культурно-оздоровительные комплексы, офисы, спорткомплексы, кинотеатры и др.), на объектах автотранспорта, в том числе для дезинфекции: - поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и т.п.), на объектах санитарного транспорта, автотранспорта, приборов, аппаратов, оборудования и т.д., жесткой мебели; - предметов ухода за больными из различных материалов, игрушек (из резины, пластика, металла); предметов и средств личной гигиены (в том числе расчески, щетки для ног, рук, клеенчатые чехлы для педикюрной подушки и др.); - белья (нательного, постельного, спецодежды персонала и др.); -столовой посуды, предметов для мытья посуды (щетки, ерши, мочалки, губки и др.); - аптечной и лабораторной посуды; - изделий медицинского назначения из пластмасс, резин, стекла, металлов (в том числе хирургических и стоматологических инструментов, включая ротационные и замковые); специальных инструментов (маникюрных, педикюрных, косметических и т.п.) из металлов, резин, пластмасс, стекла; - санитарно-технического оборудования, включая ножные ванны; - уборочного материала и инвентаря, резиновых ковриков; для дезинфекции на предприятиях пищевой промышленности (мясная, молочная, кондитерская, хлебопекарная) внутренних и наружных поверхностей емкостного, технологического оборудования, аппаратуры, трубопроводов, инвентаря, тары и поверхностей производственных и бытовых помещений; для обеззараживания поверхностей яиц; для проведения генеральных уборок", "Крем для защиты кожи "Гидрофобный" предназначен для защиты и облегчения очистки кожи рук и лица от: - Водорастворимых материалов, извести, - растворов кислот, солей, щелочей, - смазочно-охлаждающих жидкостей, химических веществ, - моющих и дезинфицирующих средств, - извести, цемента, удобрений, - слабощелочных и слабокислотных растворов", "Перламутровая рецептура".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неверно выбран код ОКПД, в связи с чем в один лот неправомерно объединены товары, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, и иные средства.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень)
Согласно пункту 5 Постановления N 617 для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в Перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 Постановления N 617.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1).
В соответствии с пунктом 2(2) Постановления N 102 для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него.
Подпунктом 1.2 пункта 1 приказа Минфина России от 04 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлено, что при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений рассмотрение и оценка заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках (окончательных предложениях) цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке (окончательном предложении) победителем конкурса, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 3 Приказа N 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
В пункте 26 Извещения о проведении Запроса котировок установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, а именно:
"Установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 "О реализации специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ"
Установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Установлены в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок объектом закупки является поставка товаров (дезинфицирующие средства и кремы) для нужд ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" Минтруда России, код ОКПД2 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные".
При этом, Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию Закупочной документации установлены требования в том числе для товаров "Крем гидрофобный" и "Крем регенерирующий", относящихся к коду ОКПД2 20.42.15.141 "Кремы для рук"; для товара "Мыло жидкое", относящегося к коду ОКПД2 20.41.31.130 "Мыло туалетное жидкое".
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки в части установления кода ОКПД2 для данных товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии установлено, что указанные товары не включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 617, в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 102, а также в Приложение N 1 к Приказу N 126н.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, что привело к нарушению частей 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медторгбыт" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Закупочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.12.2021 N 050/06/48982эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 декабря 2021 г. N 050/06/48982эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021