Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Андреевская средняя общеобразовательная школа (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: МБОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа по адресу: Московская область, город Солнечногорск, рабочий поселок Андреевка, 9а (ПИР и капитальный ремонт) (извещение N 0148200005421000927 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 15.11.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 346 388 406,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 07.12.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены порядок и критерии оценки заявок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Согласно пункту 27(3) для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В рамках нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" и "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" установлено, в том числе следующее:
"Показатель N1: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (Rp1)
Каждый контракт/договор должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Показатель N2: "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (Rp2)
Контракт/договор должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является "Выполнение проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: МБОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа по адресу: Московская область, город Солнечногорск, рабочий поселок Андреевка, 9а (ПИР и капитальный ремонт)".
Комиссия приходит к выводу, что условие о том, что к оценке принимаются контракты/договоры, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не ограничивает количество участников закупки и не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен размер обеспечения заявки на участие в закупке.
Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Заказчиком в пункте 11 Информационной карты Конкурсной документации установлено:
Начальная (максимальная) цена контракта
|
346 388 406 (триста сорок шесть миллионов триста восемьдесят восемь тысяч четыреста шесть) рублей 00 копеек Начальная (максимальная) цена контракта включает в себя все расходы, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на вознаграждение Подрядчика за отчуждение Заказчику исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в ходе выполнения работ при разработке проектной и рабочей документации, проекта благоустройства и проекта интерьеров по Контракту. Неучтенные затраты подрядчика по контракту, связанные с исполнением контракта, но не включенные в предлагаемую цену контракта, не подлежат оплате заказчиком. |
Вместе с тем, пунктом 30.1 установлено требование к размеру обеспечения заявки, в том числе следующее: "Размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме: 5.00 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 21 209 540 (двадцать один миллион двести девять тысяч пятьсот сорок) рублей 00 копеек, НДС не облагается".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что 5% от начальной от начальной (максимальной) цены контракта составляет 17 319 420, 30 рублей.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В ходе проведения внеплановой проверки, на заседании Комиссии установлено следующее:
Согласно пункту 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком в пунктах 31, 31.1, 39, 39.1 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к размерам обеспечений исполнения контракта, а также гарантийных обязательств, в том числе:
Обеспечение исполнения контракта |
Установлено |
Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта |
Размер обеспечения исполнения контракта составляет: 30.00 % от начальной(максимальной) цены контракта, что составляет: 127 257 240 (сто двадцать семь миллионов двести пятьдесят семь тысяч двести сорок) рублей 00 копеек, НДС не облагается. |
Требование обеспечения гарантийных обязательств |
Установлено |
Срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению гарантийных обязательств |
Размер обеспечения гарантийных обязательств: 42 419 080 (сорок два миллиона четыреста девятнадцать тысяч восемьдесят) рублей 00 копеек |
При этом, на заседании Комиссии установлено, что 30% от начальной от начальной (максимальной) цены контракта составляет 103 916 521, 80 рублей.
Таким образом, действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом размера обеспечения исполнения контракта в Конкурсной документации противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что 01.12.2021 Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений Конкурсной документации, в котором указано следующее:
"Уважаемый участник!
При формировании документации была допущена техническая ошибка,
размер обеспечения в процентном соотношении указан верно, а суммы
обеспечения указана не верно.
Просим считать:
- размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме: 5.00 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 17 319 420 (семнадцать миллионов триста девятнадцать тысяч четыреста двадцать) рублей 30 копеек, НДС не облагается;
- размер обеспечения исполнения контракта составляет: 30.00 % от начальной(максимальной) цены контракта, что составляет: 103 916 521 (сто три миллиона девятьсот шестнадцать тысяч пятьсот двадцать один) рубль 80 копеек, НДС не облагается;
- размер обеспечения гарантийных обязательств: 34 638 840 (тридцать четыре миллиона шестьсот тридцать восемь тысяч восемьсот сорок) рублей 60 копеек".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части размещения разъяснений положений Конкурсной документации, изменяющих ее суть, нарушают часть 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащим образом размер обеспечения гарантийных обязательств, нарушают часть 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа:
- нарушение части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащим образом размера обеспечения заявки на участие в закупке;
- нарушение пункта 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащим образом размера обеспечения исполнения контракта;
- нарушение части 9 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части представления разъяснения положений Конкурсной документации, изменяющих ее суть;
- нарушение части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащим образом размера обеспечения гарантийных обязательств.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 10.12.2021 N 50/06/49255эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 декабря 2021 г. N 50/06/49255эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021