Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская поликлиника N5" (далее - Заказчик) - Османова М.Э. (по доверенности);
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченный орган) - Цыбульский Д.А. (по доверенности);
- ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка медицинского оборудования (аппарат ультразвуковой диагностический)" (извещение N0175200000421000610) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как следует из жалобы Заявителя:
"В соответствии со ст. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "Типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "Утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со ст. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 "Типовые контракты, типовые условия контрактов могут не применяться при осуществлении:
а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.
_
В соответствии с этим типовые контракты содержат обязательные условия и подлежат их применению Заказчиком при формировании проекта контракта с соблюдением правил в соответствии с Постановлением N 606 и на основании Приказа Минздрава России от 15.10.2015 N 724н.
По данной закупке Заказчику необходимо применять и соблюдать данные требования, так как, исходя из ст. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606, закупка не попадает под требования, исключающую эту возможность, поэтому Заказчик обязан использовать форму и установленные требования "типового контракта" при формировании приложения проект контракта к аукционной документации пользуясь установленными правилами и нормами Приказа Минздрава России от 15.10.2015 N 724н.
Изучив требования Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 и рассмотрев типовой контракт, установленный Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н, были установлены обязательные условия, включающиеся в проект контракта, а именно:
В типовом контракте для пункта 7.1. установлено:
В соответствии с пунктом 7.1. типового контракта, сказано, что
"Услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей".
Изучив Приложение проект контракта к аукционной документации в пункте 7.1. Заказчик установил:
"Услуги выполняются Поставщиком лично"
_
В техническом задании Заказчиком установлено требование:
"Монтаж, ввод в эксплуатацию, инструктаж персонала организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание медицинской техники".
Данная закупка предполагает ПОСТАВКУ ТОВАРА, оказание услуг является второстепенным требованиям, которое обязан выполнить Участник в случае заключения и исполнения контракта. Также для оказания услуг у Поставщика НЕ ИМЕЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕКАТЬ СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ - Заказчик ИСКЛЮЧИЛ данную возможность из проект контракта.
Учитывая данные требования, Участник закупки должен осуществить вместе с поставкой товара - Монтаж, ввод в эксплуатацию, инструктаж персонала организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание медицинской техники - ЛИЦЕНЗИЮ для данного требования МОЖЕТ ПРЕДОСТАВИТЬ только Участник, осуществляющий поставку товара, так как в требованиях указано, что Поставщик должен ПРЕДОСТАВИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ на техническое обслуживание медицинской техники БЕЗ ПРАВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСТАВЩИКОМ СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ С ЛИЦЕНЗИЕЙ на данный вид услуг - исключённый из проект контракта Заказчиком.
Предметом закупки является поставка медицинского оборудования, на которое НЕ ТРЕБУЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЯ, лишь в части оказания услуг.
Заказчик, тем самым заведомо ограничил Участников (Поставщиков) закупки, которые должны ЛИЧНО обладать лицензией в соответствии с требованиями установленными в части оказания услуг. Данные действия приводят к ограничению конкуренции и как следствие к отсутствию соперничества на аукционе, отсутствие снижения НМЦК".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что пунктом 7.1. раздела V. "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" документации о Закупке установлено: "7.1. Услуги выполняются Поставщиком лично".
Согласно письменным возражениям Заказчика:
"В соответствии с пунктом 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила) типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - типовой контракт).
При осуществлении закупки на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и т.д. Заказчик использовал вышеуказанный типовой контракт.
При этом, условия такого типового контракта (п. 1.1 типового контракта) предполагают включение в предмет контракта не только поставки медицинских изделий (не является лицензируемым видом деятельности), а также услуг по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, а также услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (в силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из данной нормы следует, что при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий заказчики не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Согласно аукционной документации, Заказчиком требования о наличии лицензии у участников не установлены.
Полагая, что Заказчик пунктом 7.1 проекта контракта допустил нарушение требований законодательства, Заявителем не учтено следующее.
В приказе Минздрава России от 15.10.2015 N 724н установлены следующие сноски в отношении пунктов и разделов типового контракта:
- *(19) Включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке (применима к пункту 7.1 типового контракта)
В соответствии с пунктом 7.1. типового контракта:
"Услуги выполняются Поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.
Привлечение соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в объеме, предусмотренном пунктом 3.1.12 Контракта.*(19)"
Однако в жалобе, Заявитель указывает только первую часть настоящего пункта.
При этом, следует отметить, что настоящий пункт типового контракта должен быть включен в проект контракта в неизменном виде, в случае установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Такого требования в извещении Заказчиком не установлено.
Кроме того, настоящий аукцион на право заключения контракта по объекту закупки: "Поставка медицинского оборудования (аппарат ультразвуковой диагностический)" проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
- *(21) Раздел Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки (применима разделу 7 типового контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
При этом положения главы 30 ГК РФ, применяемые к договору купли-продажи, а также к отношениям по поставке товаров для государственных нужд, не устанавливают обязанности поставщика лично исполнять принятое по договору поставки обязательство.
Следовательно, поставщик, на основании пункта 1 статьи 313 ГК РФ, вправе возложить исполнение своих обязанностей на третьих лиц, если иное не вытекает из условий или существа самого обязательства.
При этом определенный порядок согласования привлекаемых должником третьих лиц с кредитором гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Таким образом, ограничения в возможности привлечения победителем аукциона, с которым заключен в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ государственный контракт на поставку товаров, к исполнению контракта соисполнителя нормами Закона N 44-ФЗ и ГК РФ не установлены.
Также следует отметить, что положения документации (в том числе проект контракта) не содержат запрета на привлечении соисполнителей.
При этом по смыслу части 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ привлечение третьих лиц к исполнению контракта на поставку товаров не повлечет перемены поставщика по государственному контракту.
Услуги по ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов не является самостоятельным предметом данной закупки, а представляет собой лишь одну из составляющих процесса поставки товара.
При этом, Положения документации (описание объекта закупки) предусматривают, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, которые, в свою очередь, предполагают возможность оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники только при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.
Следовательно, в случае отсутствия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поставщик имеет право привлечь соисполнителей с наличием указанной лицензии".
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчиком был использован типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов (утвержденный приказом Минздрава РФ от 15.10.2015 г. N 724 н).
В соответствии со сноской <19> пункт о привлечении соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, который осуществляется в объеме, предусмотренном пунктом 3.1.12 Контракта, включается в Контракт в случае, если такое положение/условие было предусмотрено извещением и/или документацией о закупке. Кроме того, ссылка <21> к данному разделу контракта предусматривает, что раздел Контракта может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по Контракту, не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям Контракта, и с учетом специфики закупки.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Таким образом, действующее законодательство, в том числе Закон о контрактной системе не запрещает Заказчику включать в документацию об аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия Крымского УФАС считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 декабря 2021 г. N 082/06/106-1980/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021