Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазяна,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главного специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГУП "КЖД" (далее - Заказчик) - Е.И. Бирюкова (по доверенности),
- ООО "Стройпрогресс" (далее - Заявитель) - Мардоян К.Ф. (директор, очно), А.А. Стеклянникова А.А. (по доверенности, очно),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка щебня для балластного слоя железнодорожного пути фракции 25-60, II категории" (извещение N0575400000121000622) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе. Требование к поставке товара исключительно железнодорожным транспортом является необоснованным и ограничивает круг участников закупки.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
09.12.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0575400000121000622, и документация об электронном аукционе на поставку щебня для балластного слоя железнодорожного пути фракции 25-60, II категории.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 338 261 923,25 рублей.
Согласно пункту 8 раздела II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации об электронном аукционе, Заказчиком по определено место доставки товара:
Место доставки товара |
Поставщик обязуется поставить и передать товар по адресу: Обособленное подразделение "Симферопольская дистанция пути" ПЧ-1, ОКПО-00827113, Почтовый адрес: 295493 г. Симферополь, Московское шоссе 11 км, ул. Внешняя 31, Код станции: станция Симферополь- Грузовой. -856802, Железнодорожный код грузополучателя - 9740. |
Согласно пункту 2 раздела IV. ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ документации об аукционе и условиям проекта договора поставка товара осуществляется с соблюдением условий хранения, транспортировки товара, предусмотренных инструкцией. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом, силами и средствами поставщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Представитель Заказчика в возражениях на жалобу указал, что "станция Симферополь-Грузовой имеет техническую возможность выполнять работы по взвешиванию груза на железнодорожных весах. Способ поставки товара, а именно Ж/Д транспортом является для Заказчика важным значением.
В настоящее время технологический процесс приемки щебня ФГУП "КЖД" предусматривает получение щебня в вагонах с дальнейшим перегрузом в хоппер-дозаторные вагоны парка КЖД по прямому варианту для вывоза на места производства работ.
До открытия прямого железнодорожного сообщения с материковой частью РФ по Крымскому мосту поставка щебня осуществлялась автомобильным транспортом с Крымских карьеров, что ограничивало предприятие в массовости поставок и возможности материковых карьеров с высококачественным сырьем составлять конкуренцию на Крымском рынке. Поставка щебня автомобилями на станцию создавала затруднения и практически останавливала технологический процесс работы грузового двора. Что в свою очередь негативно сказывалось на работе предприятия и оказания Крымской железной дорогой услуг клиентам для получения доходов. Открытая площадка вдоль пути N23 станции, предназначенная для складирования щебня, занята ранее завезенным автотранспортом грузом, в связи с чем технология пересмотрена в сторону перегруза из вагона в вагон исключая хранение на площадке. Кроме того, проезд к погрузочно-выгрузочным путям грузового двора возможен исключительно по технологическим переездам, которые не оборудованы средствами сигнализации и создают угрозу безопасности движения.
Также для организации приемки щебня от поставщика, необходимо определить его количество, что упрощает ж/д транспортом. Технология поставки щебня вагонами позволяет по прибытии поезда, осуществлять подачу вагонов на путь выгрузки через железнодорожные вагонные весы. Предложенная технология приемки щебня автомобилями для дальнейшей загрузки в вагон и перевески на вагонных весах приведет к дополнительным маневровым операциям по перестановке вагонов и как следствие нерациональному использованию локомотива, локомотивной и составительской бригад, что приведет к непроизводительным расходам. Кроме того, выгрузка автомобильным транспортом на предназначенную площадку занята под коммерческую деятельность, что усугубит положение в получении прибыли".
Между тем, согласно протоколу осмотра места происшествия от 07.12.2021 проведенным Крымским ЛУ МВД России, представленным в материалы дела, при проведении осмотра территории станции Симферополь - Грузовой по адресу: городской округ Симферополь, п. Битумное, ул. Внешняя, 31 установлено, что на территорию станции Симферополь-Грузовой имеется автомобильные весы с надписью "Кубаньвессервис" 819181250-90-60 примерно 20 м в длину и 3 м в ширину. При осмотре зафиксировано, что данные весы находятся в исправном состоянии.
Комиссия отмечает, что согласно пункту 8.2 ГОСТ 7392-2014 "8.2 Щебень перевозят в транспортных средствах любого вида согласно действующим национальным правилам перевозки грузов на данном виде транспорта.". Таким образом, Заказчик ограничивает возможность поставки любым видом транспорта согласно ГОСТ, требование о соответствии которого им установлено.
При отправке товара железнодорожным транспортом поставщик самостоятельно не оказывает транспортных услуг, кроме того, в соответствии с п. 64 и 66 ст. 17 Закона РФ от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", перевозки и транспортировка грузов железнодорожным транспортом относятся к лицензируемым видам деятельности. Поставщик не имеет возможности на оформление от своего имени документов на оказание услуг по перевозке товарно-материальных ценностей. В соответствии со ст.30 Закона РФ N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта РФ", плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов. Таким образом, ограничение поставки только ж/д транспортом ведет к увеличению расходов поставщика на транспортные услуги, которые НЕ являются предметом закупки.
Таким образом, Комиссией Крымского УФАС России установлено, что у Заказчика имеется техническая оснащённость автомобильными весами и железнодорожными весами, что позволяет Заказчику расширить способы доставки товара до места поставки, не ограничиваясь исключительно железнодорожным транспортом. Кроме того, предметом закупки является поставка товара, т.е. передача материального товара Заказчику Поставщиком. Способ поставки товара не является характеристикой товара.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчик установив в документации об аукционе требование о доставке товара к месту поставки исключительно железнодорожным транспортом ограничивает участие в данном электронном аукционе производителей и поставщиков щебня, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 декабря 2021 г. N 082/06/106-2008/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021