Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Хатман Групп" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования и поддержания работоспособности копировально - множительных и печатающих устройств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000221000412) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно включено условие об обеспечении функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств, запасные части которых на момент публикации извещения о проведении Аукциона не производятся, в связи с чем исполнение контракта не представляется возможным;
2) Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в перечне материалов, ресурсных деталей и запасных частей не представлены партномера производителя;
3) Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено условие об оплате работ в 2021 году в размере 20 000 000 рублей, поскольку контракт может быть заключён не ранее 30.12.2021, в связи с чем исполнить контракт на сумму 20 000 000 рублей не представляется возможным.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 66 666 666,67 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет,КБК - 18003035010290049242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2021;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок - 14.12.2021;
8) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 15.12.2021;
10) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 4 участника закупки, которые по результатам рассмотрения вторых частей заявок признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан ИП Цветков Евгений Юрьевич (ИНН 263404981301) (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта 43 599 996, 66 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно включено условие об обеспечении функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств, запасные части которых на момент публикации извещения о проведении Аукциона не производятся, в связи с чем исполнение контракта не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Пунктом 9.2 технического задания документации об Аукционе установлен перечень расходных материалов, ресурсных деталей, запасных частей поставляемых и используемых для оказания услуг, такие, например, как Xerox WC 7132, Xerox WC 7232, Xerox WC 7232P и др.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил,что в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте производителя Xerox, сервисная поддержка части оборудования
(копировально-множительных и печатающих устройств) официально завершена и компания Xerox не гарантирует доступность частей, расходных и ресурсных материалов для моделей Xerox WC 7132, Xerox WC 7232, Xerox WC 7232P, Xerox WC 4112, Xerox WC 5016, Xerox WC 5020B, Xerox WC 5020 DB, Xerox WC 5020DN, Xerox WC 5222, Xerox WC 5222C, Xerox WC 5222CD, Xerox WC 5222CP, Xerox WC 5222CPD, необходимых для исполнения государственного контракта.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил,что запасные части необходимые для обеспечения функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств установлено в соответствии с потребностью Заказчика. Кроме того, использование иных расходных материалов, ресурсных деталей, запасных частей отличных от установленного в документации об Аукционе не допускается, поскольку указанные модели не совместимы с оборудованием, имеющимся у Заказчика. Также, в соответствии с пунктом 9.2 технического задания документации об Аукционе в случае, когда восстановление работоспособности оборудования экономически нецелесообразно,при предельном износе или в связи с окончанием выпуска необходимых запасных частей, исполнитель информирует об этом Заказчика и (или) получателя услуг, проводит экспертизу технического состояния, оформляет техническое заключение и передает его Заказчику. В дальнейшем,в соответствии с ведомственным порядком оборудование выводится из эксплуатации и списывается.
Кроме того, информация, размещенная на официальном сайте производителя с указанием на отсутствие гарантии доступности запасных частей, расходные и ресурсные материалы, может являться не актуальной и не может свидетельствовать о том, что указанные запасные части, расходных и ресурсных материалов не могут быть изготовлены по запросу того или иного лица.
При этом окончание сервисной поддержки части оборудования производителем не исключает возможности наличия оригинальных комплектующих и расходных материалов на рынке.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2021 N 0195400000221000412-1 на участие в Аукционе подано 4 заявки участников закупки, которые выразили согласие на оказание услуг в соответствии с условиями государственного контракта и документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу,что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в перечне материалов, ресурсных деталей и запасных частей не представлены партномера производителя.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил,что в пункте 9.2 технического задания документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень моделей оборудования, расходных материалов, ресурсных деталей, запасных частей поставляемых и используемых для оказания услуг, в связи с чем представляется возможным сделать вывод какая именно деталь необходима Заказчику для оказания услуг в рамках исполнения государственного контракта, заключенного по итогам проведения Аукциона.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что указание партномеров производителя в документации об Аукционе не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу,что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено условие об оплате работ в 2021 году в размере 20 000 000 рублей, поскольку контракт может быть заключён не ранее 30.12.2021, в связи с чем исполнить контракт на сумму 20 000 000 рублей не представляется возможным.
Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта,в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено в том числе, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено,что в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено,что в случае установления заказчиком в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса,за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.
Пунктом 3 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Информация о количестве (объеме) выполняемых работ - невозможно определить".
Пунктом 8.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что максимальное значение цены контракта (лота) составляет 66 666 666,67 руб. Начальная (максимальная) сумма цен расходных материалов, ресурсных деталей, запасных частей и единицы работ по ремонту, подлежащая снижению на Аукционе - 30 907 272,00 рубля.
Пунктом 6.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что оплата по государственному контракту производится с авансовым платежом в размере 30 (тридцати) процентов от цены контракта в пределах доведенных Заказчику лимитов бюджетных обязательств. Авансовый платеж по Контракту выплачивается в течение 30 (тридцати) дней с даты заключения Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС не указана информация о том, что Аукцион проводится путем снижения начальной суммы цены единицы товара, работы, услуги,в связи с чем Аукцион проводился путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, согласно протоколу проведения Аукциона предложение о цене контракта победителя Аукциона составило 43 599 996,66 рублей, таким образом авансирование по контракту составит 13 079 999 рублей, что является менее 20 000 000 рублей, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том,что авансирование в размере 20 000 000 рублей в 2021 году не представляется возможным.
Таким образом, действия Заказчика, проводившего Аукцион путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, нарушают часть 24 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, проведение Заказчиком Аукциона путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, повлечет невозможность выплаты аванса в 2021 году в размере 20 000 000 рублей, что нарушает пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по обеспечению функционирования и поддержания работоспособности копировально-множительных и печатающих устройств.
На заседании Комиссии установлено, что в приложении N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень из 389 адресов для установки моделей оборудований для оказания услуг по государственному контракту.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот по предмету Аукциона, что не позволяет принять участие в Аукционе организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории разных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Хатман Групп" обоснованной в части пункта 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 24 статьи 22, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.12.2021 N 28/06/105-1772/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2021 г. N 28/06/105-1772/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021