Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2021.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), приказа Липецкого УФАС России от 07.12.2021 N800 (в редакции от 14.12.2021), Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения администрацией Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок с реестровыми номерами 0146300010320000056, 0146300010320000058, 0146300010320000057 (далее - электронные аукционы; закупки).
Проверка начата 07.12.2021, окончена 15.12.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России 23.11.2021 поступила информация о признаках нарушения Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Согласно извещениям о проведении электронных аукционах дата и время окончания срока подачи заявок - 07.12.2020 в 09:00 час.
Заказчиком в ЕИС размещены:
- 04.12.2020 документации о закупках,
- 16.12.2020 оператором электронной площадки проведены электронные аукционы,
- 17.12.2020 закупочной комиссией заказчика подведены итоги электронных аукционов и единственная заявка АО "Свой Дом" признана соответствующей требованиям документаций.
Объектом закупок является приобретение в муниципальную собственность городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области жилых помещений (благоустроенных квартир) путём инвестирования строительства многоквартирного жилого дома.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.07.2011 N 54 предоставлены разъяснения по вопросами, возникающим у арбитражных судов при рассмотрении споров из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем (далее Постановление Пленума ВАС РФ).
Так, в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ соответствии с пунктом 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) указано, что предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи). В силу пункта 5 статьи 454 Кодекса к отдельным видам договора купли-продажи применяются положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров. В связи с тем, что параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), но по условиям этого договора возникнет у продавца в будущем (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи), судам следует исходить из того, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество - предмет договора - само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным. В то же время судам необходимо иметь в виду, что для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю (статьи 131 и 551 ГК РФ) продавец должен обладать правом собственности на него.
Более того, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ установлено, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса и т.д. Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.
В соответствии проектом контракта, являющегося частью аукционных документаций, предметом контракта является приобретение в муниципальную собственность городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области жилых помещений (благоустроенные квартиры) определенной площадью путём инвестирования строительства многоквартирного жилого дома в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025 годы".
При этом проектом контракта установлено, что результат инвестиционной деятельности - жилые помещения (благоустроенные квартиры), и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного дома, регистрации жилых помещений (благоустроенных квартир) в Едином государственной реестре недвижимости за Застройщиком передать их Инвестору, в сроки и на условиях настоящего контракта, а Инвестор обязуется принять результат инвестиционной деятельности и оплатить обусловленную контрактом цену. Результат инвестиционной деятельности жилые помещения (благоустроенные квартиры) является исключительной собственностью Инвестора. После завершения строительства, ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и регистрации прав Застройщика на жилые помещения (благоустроенные квартиры) в ЕГРН Застройщик передает указанные квартиры Инвестору, по акту приема-передачи жилых помещений (благоустроенных квартир). Передача жилых помещений (благоустроенных квартир) Инвестору осуществляется Застройщиком по акту приема-передачи не позднее 15 октября 2020 года.
При этом в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ разъяснено, что в случаях когда по условиям договора одна сторона, имеющая в собственности или на ином праве земельный участок, предоставляет его для строительства здания или сооружения, а другая сторона обязуется осуществить строительство, к отношениям сторон по договору подлежат применению правила главы 37 ГК РФ, в том числе правила параграфа 3 названной главы ("Строительный подряд").
Приведенное заказчиком описание объекта закупок, а также условия, содержащиеся в проекте контракта, не свидетельствуют о проведении заказчиком закупок на выполнение подрядных работ.
С учетом изложенного, рассмотренный проект контракта содержит признаки договора купли-продажи будущей вещи - благоустроенных квартир. Соответственно, заказчиком проведены закупки, объектом которых является приобретение будущей вещи - благоустроенных квартир.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Под авансом или предоплатой следует понимать денежную сумму или другую имущественную ценность, которую при наличии двух встречных обязательств, одно из которых является денежным или имущественным, должник по денежному или имущественному обязательству передает своему кредитору во исполнение денежного или имущественного обязательства до начала исполнения встречного обязательства.
Авансом в гражданском праве является денежная сумма, уплачиваемая стороной договора, обязанной к денежному платежу, в счет данного платежа, но до фактического исполнения предмета договора.
Авансовые платежи должны осуществляться в пределах доведенных до заказчиков на соответствующие цели лимитов бюджетных обязательств.
В проекте контракта, являющегося приложением к документации об электронном аукционе с реестровым номером 0146300010320000056, предусмотрено, что инвестор перечисляет на расчетный счет Застройщика денежные средства согласно графика инвестирования (Приложение N2 к муниципальному контракту), на основании выставленного счета Застройщиком.
Так, графиком инвестирования предусмотрено следующее:
Срок оплаты |
20% от цены контракта, рублей |
10% от цены контракта, рублей |
25% от цены контракта, рублей |
35% от цены контракта, рублей |
10% от цены контракта, рублей |
Не позднее 10 рабочих дней с даты заключения муниципального контракта |
|
х |
х |
х |
х |
В срок до "20" марта 2021 г. |
х |
|
х |
х |
х |
В срок до "20" июнь 2021 г |
х |
х |
|
х |
х |
В срок до "20" сентября 2021 г |
х |
х |
х |
|
х |
в течение 30 дней с даты регистрации перехода права к Инвестору |
х |
х |
х |
х |
|
Таким образом, указанным графиком, в числе прочего, предусмотрено авансирование обществу в размере 20% от цены контракта, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты заключения муниципального контракта. Более того, копии платежных поручений (размещенные в ЕИС) свидетельствуют о получении Обществом до 20 июня 2021 года предварительной оплаты по контракту в размере 55% от цены контракта (30.12.2020 - 20%, 13.04.2021 - 10%, 11.06.2021 - 25%).
При этом в платежных поручениях о перечислении АО "Свой дом" указанных денежных средств, размещенных в ЕИС, содержится информация о назначении платежа, например, - "_ ав.10%".
Вместе с тем, в п. 29 аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, реквизиты счета для внесения обеспечения исполнения контракта и срок действия обеспечения контракта, а именно: Размер обеспечения исполнения контракта составляет 20% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, что составляет 11 959 590,24 рублей.
Однако, в данном случае по условиям документации размер аванса составляет 90% от цены контракта и превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, размер обеспечения исполнения контракта должен соответствовать размеру аванса.
При таких обстоятельствах, заказчик, не установив размер обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе, допустил нарушение ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком в электронных аукционах с реестровыми номерами 0146300010320000058, 0146300010320000057.
Установленные нарушения ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства о контрактной системе (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации при осуществлении закупок с реестровыми номерами 0146300010320000056, 0146300010320000057, 0146300010320000058 установлены нарушения ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенных контрактов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 декабря 2021 г. N 048/06/99-1591/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021