Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
в присутствии представителей заказчика: ОГБУ "Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей "Сосновый бор" _.,
рассмотрев жалобу ССППСК "ТЕРРА" на действия аукционной комиссии заказчика - ОГБУ "Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей "Сосновый бор" при проведении электронного аукциона на поставку свежих фруктов в 1-м кв. 2022 г. (реестровый номер 0346200006221000118) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.12.2021 поступила жалоба ССППСК "ТЕРРА" на действия аукционной комиссии заказчика - ОГБУ "Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей "Сосновый бор" при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, своих представителей не направил.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
Как следует из доводов жалобы заявителя, им была подана заявка на участие в рассматриваемой закупке. Однако, аукционной комиссией заказчика неправомерно было принято решение о несоответствии заявки требованиям аукционной документации по причине отсутствия сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Представители заказчика не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения на жалобу.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 16.12.2021 N851, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Документация об электронном аукционе на поставку свежих фруктов в 1-м кв. 2022 г. и извещение (реестровый номер 0346200006221000118), размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 580 749,40 руб.
Объектом закупки является поставка свежих фруктов в 1-м кв. 2022 г.
Как установлено, на участие в рассматриваемой закупке от участников поступило 6 заявок (идентификационные номера: 154- заявитель, 164, 196, 179, 235, 38).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.12.2021 N0346200006221000118-3, аукционной комиссией заказчика рассматривались вторые части 6 заявок участников закупки, поданные на участие в электронном аукционе.
В результате рассмотрения данных заявок, аукционная комиссия заказчика приняла решение о признании заявок с идентификационными номерами: 164, 196, 179, 235, 38 соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией и о признании заявки заявителя с идентификационным номером: 154 не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Основанием для признания заявки заявителя с идентификационным номером: 154 не соответствующей требованиям аукционной документации является следующее: "Заявка с идентификационным номером 154 на участие в аукционе не соответствует требованиям, установленным документации об аукционе по основанию, предусмотренному п.1 ч.6 ст.69 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией электронного аукциона, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в частности информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком). Частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок: 1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; 2) организациям инвалидов; 3) субъектам малого предпринимательства; 4) социально ориентированным некоммерческим организациям. Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В извещении N0346200006221000118 Заказчик установил ограничение, в соответствии с которым принять участие в закупке могут только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП И СОНКО). Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП и СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе). Так, в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе включается декларация участника закупки о принадлежности к СМП, СОНКО, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Комиссией заказчика было установлено, что участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером 154 - Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский сельскохозяйственный кооператив "ТЕРРА" в составе второй части заявки продекларировал свою принадлежность к СМП и СОНКО, однако по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский сельскохозяйственный кооператив "ТЕРРА" исключен из реестра МСП 10.07.2021 и на момент подачи заявки и проведения электронного аукциона не является субъектом малого и среднего предпринимательства. (выписки из реестра МСП прилагаются) Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей. Наличие на дату окончания срока подачи заявок недостоверной информации об участнике аукциона в представленных им документах и сведениях является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе (п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе)".
Согласно ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Как установлено, извещение о проведении электронного аукциона и п.29 документации об электронном аукционе содержат ограничение, предусмотренное ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, а именно: участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, указанные в части 2 статьи 30 Закона о контрактной системе социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом, в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, заказчиком в п.33 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Проанализировав заявку заявителя (идентификационный номер: 154), поданную на участие в рассматриваемой закупке, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что она содержит декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства (предоставленную с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, заявитель продекларировал свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее- Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
Частью 9 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлено, что сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
Таким образом, законодатель закрепил юридическое подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства фактом включения сведений о нем в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В тоже время, как установлено и следует из пояснений представителей заказчика, согласно сведениям единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заявитель был исключен из данного реестра 10.07.2021 и на момент подачи заявки и проведения рассматриваемого электронного аукциона не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства. Таким образом, заявителем в составе второй части заявки была представлена недостоверная информация относительно его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Согласно ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником аукциона в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
А согласно п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика, действуя разумно и добросовестно на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и осуществив проверку наличия сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России, правомерно приняла решение о признании заявки заявителя с идентификационным номером: 154 не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 13.12.2021 N0346200006221000118-3.
На основании вышеизложенного жалоба заявителя признается необоснованной.
Между тем, при проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика установлены нарушения п.2 ч.1, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, которые заключаются в следующем.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, согласно пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Федеральный закон от 30.12.2020 N539-ФЗ) с 01.07.2021 из п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе исключено слово "учредителей".
Так, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в составе второй части заявки должно содержаться наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (реестровый номер 0346200006221000118) размещено 25.11.2021.
Как установлено, заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в пункте 33 аукционной документации предусмотрено условие о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника такого аукциона.
Более того, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 539-ФЗ, в ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе слова: "об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица" заменить словами "о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 настоящего Федерального закона".
Таким образом, ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (с изменениями от 01.07.2021 г.) предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
При этом, в пунктах 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, к указанным лицам относятся:
- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;
- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;
- учредители унитарного юридического лица.
Между тем, согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в силу ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае, если заказчиком принято решение об установлении требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то такое требование должно быть установлено в извещении и документации о закупке в отношении как самого участника закупки, так и субъектов, указанных в пунктах 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В пункте 27 аукционной документации установлено требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, в документации о закупке предусмотрено излишнее требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об учредителях участника закупки, что нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ССППСК "ТЕРРА" на действия аукционной комиссии заказчика - ОГБУ "Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей "Сосновый бор" при проведении электронного аукциона на поставку свежих фруктов в 1-м кв. 2022 г. (реестровый номер 0346200006221000118) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.2 ч.1, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 21 декабря 2021 г. N 048/06/105-1618/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021