Резолютивная часть решения оглашена 20.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- ООО "ПрофЭСКО",
- муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Липецкого муниципального района",
- представителя АО "ААА Инжиниринг",
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭСКО" на положения конкурсной документации на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (реестровый номер 0846600001721000072) (далее - конкурс), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.12.2021 поступила жалоба ООО "ПрофЭСКО" (далее - заявитель) на положения конкурсной документации (заказчик - администрация сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области (далее - заказчик); муниципальное казенное учреждение "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Липецкого муниципального района" (далее- уполномоченное учреждение)).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный данной нормой. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Представитель заявителя по доводам жалобы сообщил, заказчиком допущен ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно:
- в техническом задании установлено требование о поставке и установке 120 кронштейнов осветительных приборов наружного освещения, которые не могут входить в объект закупки;
- заказчиком предъявлено требование к классу защиты от поражения электрическим током не менее II, что является необоснованным ограничением конкуренции;
- в приложении N1 к проекту контракта указаны улицы, в отношении которых необходимо выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности без указания их категории и количества светильников. Однако заказчиком не указаны категории улиц, площадей, дорог, что накладывает на исполнителя дополнительные обязательства по выявлению категории дорог;
- по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия оценки заявок заявитель считает, что энергосервисные договоры (контракты) и договоры (контракты), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования, должны оцениваться отдельно друг от друга.
Представитель уполномоченного учреждения не согласен с жалобой, представил письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица - АО "ААА Инжиниринг" также не согласен с жалобой.
Конкурсная документация размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Предметом конкурса является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
1. Довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о поставке и установке 120 кронштейнов осветительных приборов наружного освещения, которые не могут входить в объект закупки, признается Комиссией необоснованным.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Приложением N 3 к Информационной карте конкурсной документации является техническое задание, которым установлены требования к оказываемым услугам (выполняемым работам):
- обеспечить соблюдение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
- добиться снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения в натуральном выражении не менее 1 885 297,68. ч.
- выполнить мероприятия в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами операционного контроля качества;
- заменить существующие осветительные приборы на светодиодные в количестве 1265 шт. (120 светодиодных светильников мощностью 80 Вт не подлежат замене);
- обеспечить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП), государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ), требованиями органов пожарной безопасности и иными действующими нормами, и техническими условиями.
-обеспечить фонд запасных и резервных светильников (ЗИП) в размере 2% от каждого типа устанавливаемых осветительных приборов и не менее 29 шт.
-осуществить поставку и установку 120 кронштейнов осветительных приборов наружного освещения.
При этом в конкурсной документации не установлены требования к характеристикам кронштейнов, в связи с чем исполнитель может применить любое доступное оборудование или же использовать какое-либо универсальное решение, позволяющее закрепить кронштейны на опоре.
Доказательств того, что указанное условие является невыполнимым и препятствует участию в закупке заявителем не представлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу части 3 данной нормы, антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Таким образом, возможность проверки довода в части неправомерного обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия Комиссии.
2. Довод жалобы о том, что заказчиком неправомерно предъявлено требование к классу защиты от поражения электрическим током не менее II, признается также необоснованным в связи со следующим.
В техническом задании установлены требования к устанавливаемому оборудованию. Так, все поставляемые Исполнителем, при реализации перечня мероприятий материалы, изделия и оборудование (в случае необходимости их применения) должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности жизни, здоровья, окружающей среды (ГОСТ, ТУ, СанПиН), а также должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Характеристики осветительных приборов (светодиодных светильников и ламп) представлены также в техническом задании, в числе которых:
Характеристики светильника |
Значение |
Обоснование в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального Закона N44-ФЗ от 05.04.2013 |
Класс защиты от поражения электрическим током |
Не менее II |
Обеспечение защиты от поражения электрическим током, при условии отсутствия заземления линий питания |
В силу с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При рассмотрении жалобы установлено, что заказчиком установлены значения показателя класс защиты от поражения электрическим током на основании положений ГОСТа 58698-2019. При этом в конкурсной документации привел обоснование необходимости применения установленного значения показателя характеристики.
Следовательно, положения ст. 33 Закона о контрактной системе соблюдены заказчиком.
3. Комиссия, рассмотрев довод жалобы, что заказчик, указав улицы, в отношении которых необходимо выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической, неправомерно не указал категории улиц, площадей, дорог, признает его обоснованным.
Частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрено, что правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление N 636) установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта).
Пункт 16 приложения N 1 Постановления N 636 устанавливает требование о включении в энергосервисный контракт следующих обязанностей заказчика:
предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;
надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;
обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов;
осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;
предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.
В п. 2.2 и п. 12.3.1 проекта контракта указано, что заказчик обязан предоставлять Исполнителю актуальные сведения об Объекте, в том числе о количестве и технических характеристиках (в том числе электрической мощности) оборудования, потребляющего энергетический ресурс (электрическую энергию), наличии приборов учета используемого энергетического ресурса (электрической энергии), в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Приложение N 1 к энергосервисному контракту содержит перечень объектов, в отношении которых, будут выполняться мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Вместе с тем, какие-либо сведения об объектах - дорогах, площадях, категории и классе объектов, заказчиком не указаны.
Комиссия не может согласиться с позицией уполномоченного учреждения и считает, что вся необходимая информация об объекте должна отражаться в документации о закупке. Проведение дополнительных исследований участником закупки условий исполнения контракта, ставит в неравное положение участников закупки, расположенных в иных субъектах РФ и даже в иных муниципальных образованиях Липецкой области.
Представители заказчика на заседание Комиссии не явились, доказательств невозможности получения им сведений о категории и классе улиц, площадей, дорог до размещения конкурсной документации не представлено.
Таким образом, действия заказчика нарушают положения ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
4. Довод жалобы о том, что в показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" для оценки участников неправомерно объединены энергосервисные договоры (контракты) и договоры (контракты), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования, признается необоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий "Квалификация участников закупки" (далее - "Квалификация участников закупки").
Подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085" (далее - Правила) установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о закупке в отношении неистомостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по неистомостным критериям оценки (п. 10 Правил).
В конкурсной документации содержится порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участника", а также показатель, раскрывающий содержание нестоимостного критерия:
- "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов.
Установлено, что критериями оценки определены равные условия как для энергосервисных контрактов, так и для контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования.
Комиссией установлено, что показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участника", использованный в конкурсной документации, полностью соответствуют целям определения лучших условий исполнения контракта, создает равные условия участия в конкурсе участникам, имеющим опыт исполнения энергосервисных контрактов, а также и контрактов (договоров), связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. Ограничение количества участников при этом отсутствует, равно как и отсутствует ущемление прав участников при формировании своих заявок.
С учетом изложенного, нарушений Закона о контрактной системе, Правил при определении заказчиком порядка оценки заявок по критерию "Квалификация участника" не усмотрено.
Руководствуясь ст.99, ст.105, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПрофЭСКО" на положения конкурсной документации на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения на территории сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации (реестровый номер 0846600001721000072) обоснованной в части довода N3.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не может повлиять на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 декабря 2021 г. N 048/06/105-1630/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021