Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 24.12.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России)
рассматривается обращение государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени Героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана", содержащее информацию об уклонении снабженческо-сбытового перерабатывающего потребительского сельскохозяйственного кооператива "ТЕРРА" от заключения контракта по итогам проведенного электронного аукциона на поставку фруктов свежих в 1 полугодии 2022 г. (реестровый номер 0346200007221000007), а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об уклонении указанного участника закупки от заключения контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проведения внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в присутствии представителя снабженческо-сбытового перерабатывающего потребительского сельскохозяйственного кооператива "ТЕРРА" (по доверенности).
Место проведения проверки: г.Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Представитель снабженческо-сбытового перерабатывающего потребительского сельскохозяйственного кооператива "ТЕРРА" пояснил, что умысла уклоняться от заключения контракта не было. Общество не подписало проект контракта в установленный срок в связи с возникшими проблемами с интернет-связью.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени Героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" (далее по тексту также - заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский сельскохозяйственный кооператив "ТЕРРА" (далее по тексту также - победитель электронного аукциона) в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, не подписало проект контракта по итогам электронного аукциона на поставку фруктов свежих в 1 полугодии 2022 г. (реестровый номер 0346200007221000007), в связи с чем признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу от 02.12.2021 подведения итогов электронного аукциона электронного аукциона на поставку фруктов свежих в 1 полугодии 2022 г. (реестровый номер 0346200007221000007) (далее-электронный аукцион) победителем электронного аукциона признан снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский сельскохозяйственный кооператив "ТЕРРА".
Указанный протокол размещен 02.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС).
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 данной нормы Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Исходя из сведений, размещенных в ЕИС, заказчик 07.12.2021 разместил проект контракта для подписания победителем электронного аукциона.
В соответствии с ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно ч.4 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Регламентированный срок для подписания проекта контракта или размещения протокола разногласий к контракту - 13.12.2021 в 23:59 час.
Исходя из сведений, ЕИС, следует, что победитель электронного аукциона не подписал проект контракта и не разместил протокол разногласий к контракту.
14.12.2021 от оператора электронной площадки в ЕИС поступило уведомление об уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта.
14.12.2021 заказчиком принят и размещен в ЕИС протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Кроме этого, установлено, что победитель электронного аукциона в установленный срок не представил заказчику обеспечение исполнения контракта.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях победителя электронного аукциона не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, принятие им мер для надлежащего исполнения требований закона по подписанию проекта контракта и предоставлению обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет в числе прочего следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В ходе проведения внеплановой проверки в действия аукционной комиссии установлено нарушение ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе установлено, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 25 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Проанализировав заявку победителя электронного аукциона, Комиссией установлено, что она содержит декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства, предоставленную с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее- Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
Частью 9 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ установлено, что сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
Таким образом, законодатель закрепил юридическое подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства фактом включения сведений о нем в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, победитель электронного аукциона был исключен из данного реестра 10.07.2021 и на момент подачи заявки и проведения рассматриваемого электронного аукциона не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, победителем электронного аукциона в составе второй части заявки была представлена недостоверная информация относительно его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Доказательств обратного не представлено.
Согласно ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником аукциона в соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу п.1 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика, не осуществив проверку наличия сведений о победителе электронного аукциона в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России, в целях проверки факта достоверности представленной информации, неправомерно приняла решение о признании заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Следовательно, в действиях аукционной комиссии заказчика содержится нарушение п.1 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Между тем, согласно п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
С учетом изложенного, допущенное аукционной комиссией заказчика нарушение по признанию заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и, соответственно, победителем закупки, в силу п. 14 Правил, является основанием для отказа во включении сведений о победителе электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении снабженческо-сбытового перерабатывающего потребительского сельскохозяйственного кооператива "ТЕРРА" (<_>).
2. В действиях аукционной комиссии государственного (областного) бюджетного учреждения "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству имени Героя Российской Федерации Эдуарда Борисовича Белана" установлено нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки (контракт заключается с участником, которому присвоен второй номер по итогам ранжирования заявок).
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 21 декабря 2021 г. N РНП-48-314с/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021