Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
А.А. Михарская,
рассмотрев дело N 061/06/54.3-2037/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0358300156921000033 "Содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности Веселовского района в 2022 году" (далее - конкурс) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) с участием представителей Заказчика - Ким В.А. (доверенность от 20.12.2021 г. N 2172), Карелиной И.А. (доверенность от 20.12.2021 г. N 2173); Заявителя - Мугу А.А. (доверенность от 16.12.2021 г. б/н); в отсутствие представителя Привлеченного лица (уведомленного надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при утверждении Документации о закупке.
Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, согласно которым доводы жалобы признал частично.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
08.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении закупки и Документацию, согласно которым: 1) максимальное значение цены контракта составляет 30 000 000,00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 30.12.2021 09:00.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно довода жалобы, Заказчиком не верно определен способ закупки. Так, Заявитель указал, что Заказчик обязан был выбрать код ОКВЭД 52.21.22 "Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей", который включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р. Вместе с тем Заказчиком выбран код ОКВЭД 42.11.20.000 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" не соответствующий предмету закупки.
В силу ч. 2 ст. 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
В Извещении Заказчиком указан код ОКВЭД 42.11.20.000, который не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" код 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов" относится к группировке 42.11.20 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", которая включает, в том числе: работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, учитывая, что объект закупки составляют работы по содержанию автомобильных дорог, Заказчиком правомерно выбран код ОКВЭД и способ осуществления закупки. Аналогичная правовая позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 15.03.2016 N Д28и-730 "Об отнесении к коду ОКПД2 работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования".
Довод жалобы - необоснованный.
2. Согласно довода жалобы Заявитель указал, что Проект контракта содержит условия о необходимости выполнения Подрядчиком работ, не относящихся к объекту закупки.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пп. 1,2,3 ч. 1 ст. 33 Закона, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки - это фиксация Заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
В силу п. 5.1.7. Проекта контракта Подрядчик обязан "Принять необходимые меры по сохранности участков автомобильных дорог от механических и иных повреждений, ухудшающих их транспортно-эксплуатационное состояние, и вызванных несанкционированными действиями юридических и физических лиц, включая прокладку инженерных коммуникаций, строительство зданий и сооружений в полосе отвода и придорожной полосе, уничтожение или порчу дорожных знаков и других элементов обстановки пути, а также проезд по участкам автомобильных дорог транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габариты которых превышают допустимые значения. Незамедлительно принять меры к приостановке таких работ, привлекая при необходимости для этого контрольно-надзорные органы".
Вместе с тем, указанные возлагаемые на Подрядчика обязанности не относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, согласно Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
В силу п. 5.1.9. Проекта контракта Подрядчик обязан "Осуществлять учет дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах, взятых на обслуживание, при этом Подрядчик, либо уполномоченный им представитель обязан присутствовать на месте совершения ДТП для составления акта обследования дорожных условий согласно ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации" и Областного закона от 16.08.2000 года N 97-ЗС "О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области".
Вместе с тем, указанные возлагаемые на Подрядчика обязанности не включены в Приложение N 3 к Муниципальному контракту, содержащее наименования видов работ и цены единиц товаров, работ, услуг.
В силу п. 5.1.17. Проекта контракта Подрядчик обязан "В течение всего срока действия настоящего контракта организовывать работу по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, представлять отчетную информацию Муниципальному заказчику о выполнении мероприятий по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, обеспечивать безопасные условия труда на объектах дорожного хозяйства, проводить мероприятия по охране труда. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на дорогах общего пользования, направить необходимую исправную дорожную технику с обслуживающим ее персоналом на выполнение работ по ликвидации последствий ЧС".
Вместе с тем, указанные возлагаемые на Подрядчика обязанности не относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, согласно Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Описание объекта закупки, фактически, включает результаты работы, требования, в том числе в отношении подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий не применимые к оспариваемой закупке, что не соответствует положениям ст. 33 Закона, в нарушение ч. 1 ст. 54.3 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
3. Согласно довода жалобы Заказчиком необоснованно применен показатель "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", раскрывающий содержание нестоимостного критерия, не соответствующий объекту закупки. Так, Заявитель указал, что оспариваемый показатель возможен к установлению Заказчиком только в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок), "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В силу п. 27(2) Правил оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Положения п. 27(2) Правил оценки заявок не содержат запрет на использование указанных показателей в случае осуществления закупки по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение иных работ, не указанным в п. 27(2) Правил оценки заявок.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, и учитывает особенности оценки закупаемых работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Минфина России от 17.04.2020 г. N 24-05-05/30961, от 13.08.2020 г. N 24-02-08/70973, Решении ФАС России от 01.12.2020 г. по делу N КГОЗ-385/20.
Согласно п. 29 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено: "Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя: "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (К1)".
Учитывая изложенное, требования к оценке заявок на участие в открытом конкурсе, установленные Заказчиком в Конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки заявок, не противоречат положениям Закона, Правилам оценки заявок и не являются препятствием для подачи заявки и участия в открытом конкурсе.
Довод жалобы - необоснованный.
4. Согласно довода жалобы, Документация о закупке содержит противоречия относительно формы предоставления информации по нестоимостному критерию.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 29 Информационной карты Конкурсной документации Заказчик указал: "Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной заказчиком формой (Форма N1 "Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса" раздела 4 конкурсной документации)".
Вместе с тем, далее по тексту Заказчиком указано безальтернативное требование: "Информация по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предоставляется по Форме N1 "Документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса" раздела 4 конкурсной документации с приложением документов, предусмотренных пунктом 29 настоящего раздела конкурсной документации".
Таким образом, Конкурсная документация содержит противоречивые требования к составу заявки, не соответствующие ст. 54.4 Закона, в нарушение ч. 1 ст. 54.3 Закона.
Довод жалобы - обоснованный.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Супрычева В.В. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 54.3 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию и продления срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 декабря 2021 г. N ___/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021