Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N92, в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙГРУПП" (далее - ООО "СТРОЙГРУПП") от 10.12.2021 N2060 (вх. от 13.12.2021 N6265-э) на действия аукционной комиссии заказчика - бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - БУ "УКС г. Сыктывкара") и уполномоченного органа - Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Обустройство безводных районов источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы, противопожарные водопроводы с пожарными гидрантами, пирсы, копани и т.д.)" (Пожарный водоем на ул. Мича-Яг)", извещение N0307300005221001036 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_.>,
УСТАНОВИЛА:
1. 13.12.2021 в адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙГРУПП", ей был присвоен входящий номер 6265-э.
Главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены требования к содержанию жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в контрольный орган в сфере закупок.
В соответствии с частями 7, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки подает жалобу в письменной форме.
Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Жалоба ООО "СТРОЙГРУПП" направлена в адрес Коми УФАС России в формате "pdf" посредством электронной связи без использования электронной подписи, что не соответствует частям 7, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу, в том числе в случае, если жалоба не подписана.
На основании вышеуказанного, жалоба была возвращена ООО "СТРОЙГРУПП" и назначена внеплановая проверка на основании пункта 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. ООО "СТРОЙГРУПП", БУ "УКС г. Сыктывкара", Департамент финансов, акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - оператор) надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков проведения внеплановой проверки отсутствие представителей ООО "СТРОЙГРУПП", БУ "УКС г. Сыктывкара", оператора не препятствует проведению внеплановой проверки.
ООО "СТРОЙГРУПП" в своей жалобе указывает, что заявка ООО "СТРОЙГРУПП" необоснованно была признана Единой комиссией несоответствующей требованиям электронного аукциона.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N0307300005221001036-2, указано, что заявка ООО "СТРОЙГРУПП" не соответствует установленным требования по следующим основаниям:
"на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ
на основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ
(На основании пункта 1, 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. 1) Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям пункта 3) части 2.4 подраздела 2, части 12.8.2. подраздела 12, пунктов 1,2 части 16.4. подраздела 16 раздела I, п. 22 раздела II документации об электронном аукционе в части предоставления документов, предусмотренных пунктом 8.2. статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ: - не предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. Представленная в составе заявки копия договора N17Y2747 от 26.09.2017 (далее - Договор) не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015. п.2 приложения N 1, в связи с непредставлением копии разрешения на ввод в эксплуатацию. Предмет Договора не попадает под исключения когда разрешение на ввод не требуется (часть 15 статьи 55 и часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а так же в соответствии с пунктом 32 приложения N2 к Договору "график производства работ" установлено наличие работ по вводу в эксплуатацию)".
По мнению заявителя, ООО "СТРОЙГРУПП" представлены все необходимые документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
Как указывает ООО "СТРОЙГРУПП" договором от 26.09.2017 N17Y2747, представленным в составе заявке, не предусмотрено подписание разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Пунктом 4.7 данного договора установлено подписание Актов о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма NОС-3 НКЛ) и (или) Актов по форме КС-11 НКЛ.
Акт законченного строительства объекта по форме КС-11 НКЛ был направлен участником в составе второй части заявки, в связи с чем участник считает, что им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям.
БУ "УКС г. Сыктывкара" в письме от 16.12.2021 N02-222 (вх. от 17.12.2021 N5547), Департамент финансов в письме от 16.12.2021 N13-06/1683 (вх. от 17.12.2021 N5539) приводят возражения относительно доводов заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, изучив материалы обращения, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось БУ "УКС г. Сыктывкара", уполномоченным органом - Департамент финансов.
Объект закупки - Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Обустройство безводных районов источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные водоемы, противопожарные водопроводы с пожарными гидрантами, пирсы, копани и т.д.)" (Пожарный водоем на ул. Мича-Яг).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 400 000,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 25.11.2021.
3.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно частям 3, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением N99.
Согласно части 2, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В частях 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В пункте 22 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) заказчиком установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99:
"- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка (т.е. не менее 3 700 000,00 руб.)
Документы (их копии), подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
4. БУ "УКС г. Сыктывкара" в своём отзыве на жалобу указывает следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному строительству не линейного объекта с начальной (максимальной) ценой контракта 7 400 000,00 рублей, в связи с чем заказчиком в документации об электронном аукционе были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N1 Постановления N99.
В данном постановлении императивно установлен список документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В пункте 2 Приложения N1 Постановления N99 в том числе установлено, что требуется предоставить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В части 17 статьи 51 ГрК РФ закреплен исчерпывающий перечень случаев, когда разрешения на строительство не требуется:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе в случае, указанном в части 11 статьи 52 настоящего Кодекса;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно;
4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как указывает заказчик, ООО "СТРОЙГРУПП" в составе заявки не было представлено разрешения на ввод объекта, в связи с чем Единой комиссией была проведена проверка договора от 26.09.2017 N17Y2747, представленного в качестве подтверждения соответствия участника требованиям, на соответствие установленным в части 17 статьи 51 ГрК РФ исключениям.
В результате анализа представленного договора, Единой комиссией было установлено, что предмет договора не попадает под исключения, указанные в части 15 статьи 55, части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Также БУ "УКС г. Сыктывкара" указывает, что довод заявителя о том, что получение разрешения на ввод объекта договором от 26.09.2017 N17Y2747 не предусмотрено, не может быть принят во внимание, так как выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируется законодательством РФ (в том числе ГрК РФ), а не договором.
Департамент финансов в отзыве на жалобу от 16.12.2021 N13-06/1683 (вх. от 17.12.2021 N5539) поддерживает доводы, приведенные заказчиком.
Комиссией Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки у оператора были запрошены копии всех заявок, поданных на участие в аукционе, с приложением всех документов в их составе.
В ходе анализа представленных сведений было установлено следующее.
На участие в электронном аукционе было подано 3 заявки: N18, N188, N213 (заявка заявителя).
В составе заявки N213 в качестве документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N99, были представлены:
- договор от 26.09.2017 N17Y2747 на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту: "Реконструкция "Вахты 40 на 46 мест - общежитие N2 (инв. N2000003) в рамках строительства объекта "Вахтовый жилой комплекс на 110 мест со столовой на 30 посадочных мест на Пашнинском нефтяном месторождении ТПП "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтенгаз" в 2017 г.";
- Акты выполненных работ по договору (КС-3 N1 КС-2 N1 от 31.10.2017 г.; КС-3 N2, КС-2 N2 от 30.11.2017 г.; КС-3 N3 и КС-2 N3 от 25.12.2017 г.) на общую сумму 35 092 965,18 рублей;
- Акт приёмки законченного строительством объекта по форме NКС-14 НКЛ от 31.10.2018 г., акт приёмки законченного строительством объекта по форме NКС-11 НКЛ от 31.10.2018 г.
Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в составе заявки ООО "СТРОЙГРУПП" не представлена.
По мнению ООО "СТРОЙГРУПП", совокупность представленных документов и является подтверждением соответствия участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N99.
Однако, Комиссия Коми УФАС России указывает, что в пункте 2 Приложения N1 к Постановлению N99 императивно закреплено требование о предоставлении копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Исключения закреплены в части 15 статьи 55, части 17 статьи 51 ГрК РФ.
В ходе анализа предмета договора и перечня исключений, когда разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не выдается, Комиссией Коми УФАС России установлено, что работы, выполненные по договору от 26.09.2017, не подпадают под установленные исключения.
Заявителем также не представлено доказательств того, что в силу требований ГрК РФ выдача разрешения на строительство и соответственно выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в рамках исполненного договора.
Кроме того, согласно приложению N2 "График производства работ" к договору от 26.09.2017 предусмотрен ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, действие Единой комиссии в части признания заявки ООО "СТРОЙГРУПП" несоответствующей требованиям установленным документацией об электронном аукционе и Законом о контрактной системе не противоречит действующему законодательству.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки закупки в действиях Единой комиссии заказчика - БУ "УКС г. Сыктывкара" и уполномоченного органа - Департамента финансов нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 декабря 2021 г. N 011/06/99-1023/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021