Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, Димитрова улица, дом 3/3, ОГРН: 1021100518581, ИНН: 1101461521, КПП: 110101001) (далее - ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора") от 10.12.2021 N 11-40-01/01-07/934-2021 (вх. от 13.12.2021 N 5415) на действия аукционной комиссии заказчика - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ухтинский государственный технический университет" (169300, Республика Коми, город Ухта, улица Первомайская, 13, ОГРН: 1021100736326, ИНН: 1102011331, КПП: 110201001) (далее - ФГБОУ ВО "УГТУ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по заключительной дезинфекции в очаге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", извещение N 0307100000421000011 (далее - электронный аукцион, жалоба),
при участии в рассмотрении жалобы:
-<_>, <_>, представителей ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора" по приказу от 17.12.2021 N <_>, по доверенности от 17.12.2021 N 25 соответственно,
-<_>, представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр Сопровождения торгов" (далее - ООО "Центр Сопровождения торгов") по решению ООО "Центр Сопровождения торгов" от 28.06.2021,
УСТАНОВИЛА:
ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора", ФГБОУ ВО "УГТУ", ООО "Центр Сопровождения торгов", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер (далее - ООО "РТС-тендер", оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени, дате, месте рассмотрения жалобы извещены.
ФГБОУ ВО "УГТУ" в составе письма от 17.12.2021 N 28/01-7010 (вх. от 17.12.2021 N 6399-э) представлено заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ФГБОУ ВО "УГТУ".
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ФГБОУ ВО "УГТУ", ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора" обжаловано действие аукционной комиссии заказчика - ФГБОУ ВО "УГТУ" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и определении победителя закупки. Согласно доводам жалобы, неправомерное определение победителя закупки обусловлено неправомерными действиями заказчика - ФГБОУ ВО "УГТУ" при описании объекта закупки в части:
-неверного применения кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) - 81.29.1 (услуги по чистке и уборке прочие), тогда как, согласно позиции заявителя, при описании объекта закупки надлежало применить код ОКПД 2 - 86.9 - "Услуги в области медицины прочие" в связи с тем, что услуги, являющиеся объектом закупки, относятся к деятельности в области здравоохранения (отнесены к медицинской деятельности);
-невключения в объект закупки услуг по камерной дезинфекции мягкого инвентаря, постельного белья, что, согласно доводам жалобы, не соответствует пункту 6.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15, поскольку заключительная дезинфекция в очаге коронавирусной инфекции должна проводится одновременно с камерной дезинфекцией мягкого инвентаря, постельного белья и является единым неделимым процессом;
-невключения требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 82 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, о наличии персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования).
Согласно позиции заявителя, из шести участников закупки только ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора", имеющее филиал в г. Ухте соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и санитарными правилами, в связи с чем победитель аукциона определен неправомерно.
ФГБОУ ВО "УГТУ", ООО "Центр Сопровождения торгов" в отзывах на жалобу, представленных в письмах от 17.12.2021 (вх. от 17.12.2021 N 6399-э), от 16.12.2021 N 155 (вх. от 17.12.2021 N 6398-э), заявлены возражения относительно позиции заявителя.
В статье 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регламентирован порядок подачи жалобы.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 06.12.2021.
Жалоба направлена в Коми УФАС России 10.12.2021 (по окончании срока подачи заявок на участие в закупке), следовательно, доводы жалобы, касающиеся положений документации об электронного аукциона не подлежат рассмотрению в рамках жалобы.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по основанию: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Таким образом, доводы жалобы относительно положений документации об электронном аукционе, подлежат рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках внеплановой проверки.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора", ООО "Центр Сопровождения торгов", пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ФГБОУ ВО "УГТУ".
Согласно пункту 11 части 1 статьи 3, части 1 статьи 40 Закона о контрактной системе специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона
Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для разработки документации о закупке, размещения в единой информационной системе и на электронной площадке информации и электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, предмета и иных существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации о закупке и подписание контракта осуществляются заказчиком.
Заказчиком для осуществлении закупки привлечена специализированная организация - ООО "Центр Сопровождения торгов".
Объектом закупки явилось оказание услуг по заключительной дезинфекции в очаге новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 003 838,40 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетных учреждений (субсидии федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, средства от приносящей доход деятельности ФГБОУ ВО "УГТУ").
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 26.11.2021.
2. Согласно частям 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
-в описании объекта закупки указываются, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
2.1. Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) является разделом 3 документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
Техническое задание содержит указание на код ОКПД 2 закупаемых услуг (услуг по заключительной дезинфекции в очаге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - 81.29.1.
Согласно позиции заявителя, заключительная дезинфекция в очагах инфекционных заболеваний осуществляется как санитарно-противоэпидемическое (профилактическое) мероприятия и включено в понятие "медицинская деятельность", следовательно, относится к деятельности в области здравоохранения в соответствии с кодом ОКПД 2 - 86.9 "услуги в области медицины прочие".
По пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В пункте 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющийся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, работы (услуги) по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации) не содержит.
Таким образом, довод заявителя относительно того, что закупаемые услуги относятся к медицинской деятельности, не находит своего подтверждения.
Согласно пояснениям ФГБОУ ВО "УГТУ", ООО "Центр Сопровождения торгов", приведенным в отзывах на жалобу от 17.12.2021 (вх. от 17.12.2021 N 6399-э), от 16.12.2021 N 155 (вх. от 17.12.2021 N 6398-э) код ОКПД 2 применен заказчиком в соответствии с требованиями Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, на основании позиций Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) "услуги по чистке и уборке прочие": 81.29.10.000-00000001 и 81.29.10.000-00000002.
Объект закупки соответствует коду ОКПД 2 - 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации", который является непосредственно подвидом подгруппы кода ОКПД 2 - 81.29.1.
Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлены однозначные и бесспорные доказательства того, что заказчиком по закупаемому в рамках закупки товару неверно применен код по ОКПД2.
С учетом изложенного, довод заявителя о неверном применении кода по ОКПД 2 - 81.29.1 (услуги по чистке и уборке прочие) вместо кода ОКПД 2 - 86.9 - "Услуги в области медицины прочие" признается несостоятельным, нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при определении кода ОКПД 2 не установлено.
2.2. Объект закупки - оказание услуг по заключительной дезинфекции в очаге новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Техническое задание содержит Перечень услуг, подлежащих оказанию в рамках закупки: "Заключительная дезинфекция в очагах должна проводиться Исполнителем своими силами и средствами с использованием расходных материалов, оборудования и транспорта, необходимых для проведения дезинфекции.
Исполнитель должен использовать дезинфицирующие средства из различных химических групп, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях, по применению которых есть режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения. Воздух в отсутствие людей рекомендуется обрабатывать с использованием аэрозолей дезинфицирующих средств. Дезинфицирующим средством должны быть обработаны все поверхности и оборудование.
Исполнитель обязан оказать услуги по дезинфекции современными средствами, разрешенными Минздравом России. Все применяемые материалы должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, допускающие их применение в общественных зданиях и сооружениях, зданиях и помещениях образовательных организаций.
Дезинфекцию должны проводить специалисты, прошедшие профессиональную подготовку в области дезинфекции.
Документы сотрудников, подтверждающие профессиональную подготовку по дезинфекции, предъявляются перед началом дезинфекционных работ".
В Техническом задании определены требования к качеству и безопасности услуг:
"Оказываемые услуги должны соответствовать санитарным правилам, гигиеническим нормативам, инструкциям и методическим указаниям, утвержденным на территории Российской Федерации. Используемые средства должны быть безопасными для здоровья человека, иметь соответствующие сертификаты и гигиеническое заключения (предоставляются заказчику перед оказанием услуг).
Исполнитель несет полную ответственность за соблюдение норм и правил, качества и техники безопасности при оказании услуг
При оказании услуг Исполнитель должен руководствоваться следующими нормативными актами:
-Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
-Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
-СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
-и иными нормативно-техническими актами, регулирующими оказание данного вида услуг".
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила...") (далее - СП 3.1.3597-20).
В разделе VI СП 3.1.3597-20 регламентированы требования по организации и проведение дезинфекции в целях профилактики COVID-19.
В пункте 6.1 СП 3.1.3597-20 установлено, что с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
В соответствии с пунктом 6.4 СП 3.1.3597-20 заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.
Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом.
Согласно пояснениям ФГБОУ ВО "УГТУ", ООО "Центр Сопровождения торгов", приведенным в отзывах на жалобу от 17.12.2021 (вх. от 17.12.2021 N 6399-э), от 16.12.2021 N 155 (вх. от 17.12.2021 N 6398-э), услуги по камерной дезинфекции мягкого инвентаря, постельного белья при заключительной дезинфекции не включены в объект закупки, поскольку закупаются в рамках иной закупки способом электронного аукциона "Оказание услуг по камерной профилактической дезинфекции мягкого инвентаря для нужд ФГБОУ ВО "УГТУ", извещение N 0307100000421000012.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемых услугах, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
СП 3.1.3597-20 не содержит запрета на оказание услуг по заключительной дезинфекции и камерной дезинфекции мягкого инвентаря, постельного белья при заключительной дезинфекции одновременно различными исполнителями.
Безусловных доказательств того, что бездействие заказчика - ФГБОУ ВО "УГТУ" при определении объекта закупки в части невключения в объект закупки услуг по камерной дезинфекции мягкого инвентаря, постельного белья, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, повлекло за собой ограничение количества участников закупки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021, все 6 заявок, поданных на участие в закупке, в том числе заявка заявителя, признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Бездействие заказчика - ФГБОУ ВО "УГТУ" при определении объекта закупки в части невключения в объект закупки услуг по камерной дезинфекции мягкого инвентаря, постельного белья, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2.3. По пункту 1 части 1, частям 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации о закупке при осуществлении закупки требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктами 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
-документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
-копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе (пункт 30 раздела 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе), не установлено.
Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 3.3686-21).
В абзаце 2 пункта 82, в пункте 89 СанПиН 3.3686-21 установлено, что юридические и физические лица при осуществлении дезинфекционной деятельности обеспечивают, в том числе: подготовку персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования).
Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на объектах, транспортных средствах, рекреационных территориях населенных пунктов проводятся персоналом организаций, в соответствии с учредительными документами которых одним из видов экономической деятельности является осуществление дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 126, подпункту 5 пункта 127 СанПиН 3.3686-21 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться, наряду с прочим, следующие санитарно-эпидемиологические требования: заключительную дезинфекцию, камерную дезинфекцию, профилактическую, очаговую дезинсекцию, дератизацию проводят организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность.
В жилых домах, гостиницах, общежитиях при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться, в том числе, следующие санитарно-эпидемиологические требования: заключительную дезинфекцию в квартире, жилой комнате, номере гостиницы проводят специалисты организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность.
Техническое задание включает в себя требование: "Дезинфекцию должны проводить специалисты, прошедшие профессиональную подготовку в области дезинфекции. Документы сотрудников, подтверждающие профессиональную подготовку по дезинфекции, предъявляются перед началом дезинфекционных работ".
Техническое задание содержит требования к качеству и безопасности услуг: "Оказываемые услуги должны соответствовать санитарным правилам, гигиеническим нормативам, инструкциям и методическим указаниям, утвержденным на территории Российской Федерации. Используемые средства должны быть безопасными для здоровья человека, иметь соответствующие сертификаты и гигиеническое заключения (предоставляются заказчику перед оказанием услуг).
Исполнитель несет полную ответственность за соблюдение норм и правил, качества и техники безопасности при оказании услуг.
При оказании услуг Исполнитель должен руководствоваться следующими нормативными актами: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"; и иными нормативно-техническими актами, регулирующими оказание данного вида услуг".
Аналогичные требования к исполнителю установлены в Техническом задании, являющимся приложением N 1 к проекту контракта, являющегося разделом 5 документации об электронном аукционе.
По мнению Коми УФАС России, требование, обозначенное в абзаце 2 пункта 82 СанПиН 3.3686-21, относительно того, что юридические и физические лица при осуществлении дезинфекционной деятельности обеспечивают, в том числе: подготовку персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования), является требованием к исполнителю по контракту, подлежащего заключению по результатам закупки, а не к участникам закупки.
При этом заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении копий соответствующих документов (документов сотрудников, подтверждающих профессиональную подготовку по дезинфекции), на стадии исполнения контракта - перед началом дезинфекционных работ.
Также заказчик правомерно установил, что исполнитель несет полную ответственность за соблюдение норм и правил, качества и техники безопасности при оказании услуг.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что бездействие заказчика в части невключения на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в число единых требований к участникам закупки, требования, предусмотренного пунктом 82 СанПиН 3.3686-21: о наличии персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учетом объема выполняемых работ и услуг (инструктаж, гигиеническая аттестация, подготовка по программам профессионального медицинского образования); требования о предоставлении соответствующих подтверждающих документов в составе второй части заявки на участие в закупке, не противоречит пункту 1 части 1 статьи 31, пунктам 2, 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 6, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2021, все 6 заявок, поданных на участие в закупке, в том числе заявка заявителя, признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Заявителем в жалобе в обоснование доводов о нарушении аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок указано: "в Техническом задании в перечне услуг заказчиком установлено: "заключительная дезинфекция в очагах должна проводиться исполнителем своими силами и средствами с использованием расходных материалом, оборудования и транспорта, необходимых для проведения дезинфекции", но в протоколе подведения итогов электронного аукциона указал, что заявки всех шести участников закупки соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, тогда как из всех участников закупки только ФГУП "Дезинфекция", г. Сыктывкар" Роспотребнадзора", имеющее филиал в г. Ухте, соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и санитарными правилами. На основании изложенного, можно сделать вывод, что победитель аукциона не имеет права проводить заключительную дезинфекцию в очагах коронавирусной инфекции".
Вместе с тем необходимо отметить, что в Техническом задании установлены требования к исполнителю по контракту, а не к участникам закупки, тогда как аукционная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, информации и электронных документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа вторых частей заявок на участие в закупке, информации и электронных документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, представленных в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено о предоставлении всеми участниками закупки информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе и документацией о закупке.
Также необходимо отметить, что в Выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, выписках из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей всех участников закупок, представленных заказчику оператором электронной площадке в составе информации и электронных документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в сведениях о видах экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности содержится код и наименование вида деятельности "81.29.1. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования".
Доказательства несоответствия представленных участниками закупки документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участниках электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также доказательства того, что аукционная комиссия на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке обладала сведениями о предоставлении участниками закупки недостоверной информации, в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
Довод заявителя относительно того, что подтверждением неправомерности определения победителя закупки является то, что предложенная победителем закупки цена ниже возможной стоимости оказания услуг, в связи с чем победитель электронного аукциона не сможет в полном объеме и качественно провести заключительную дезинфекцию в очагах коронавирусной инфекции, не может быть принят во внимание, поскольку указанное основание для признания аукционной комиссией победителя и поданной им заявки не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе в части 6 статьи 69 закона о контрактной системе не содержится.
С учетом изложенного, доводы жалобы относительно нарушения аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке, определении победителя, признается несостоятельным.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 декабря 2021 г. N 011/06/69-1022/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021