Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N63 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
ИП Сорокина Д.П. (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 37784-ЭП/21 от 02.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку, сборку, установку мебели (извещение номер 0172200004721000265) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000265. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 523 751,48 рублей.
В жалобе ИП Сорокин Д.П. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к закупаемым товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" к Техническому заданию документации об аукционе.
В отношении товарной позиции 35 "Стенка детская Домик" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Тип евро винта должен быть винт-стяжка. Материал евро винта: должен быть металл. Цвет евро винта: должен быть цинк или хром. Длина евро винта: не менее 50 мм. Диаметр фланца евро винта: менее 11 мм. Глубина шлица евро винта: от 2 мм. Высота головки евро винта: не более 10 мм. Диаметр головки евро винта: не более 7 мм. Наружный диаметр евро винта: не более 7 мм".
Для товара по позиции 10 "Стол модульный" документацией об аукционе предусмотрены требования: "Комплект столов (не менее 6 шт.) с регулировкой группы роста. Габарит: длина предельно 1900 мм. Диапазон регулировки высоты ножек должен быть до 200 мм".
Заявитель утверждает, что данные требования являются избыточными и не отражают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит указывать именно те показатели, которые отражают его действительную потребность, указание которых обусловлено целью поставки товара, наиболее соответствующему целям закупки.
Заказчик пояснил, что предусмотренные документацией об аукционе показатели отражают его действительные потребности, с учетом принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принципа эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие доводы Заявителя, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
2. К товару по позиции 13 "Стул детский (р.гр. N00-1)" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Стул должен быть детский регулируемый по высоте. Стул должен соответствовать ГОСТ 19301.2-2016. Группа роста должна быть до 850 мм, св. 850 до 1000 мм, св. 1000 до 1150 мм. Высота сиденья должна быть 180\220\260 мм. Ширина спинки стула l1, не менее: 180, 200, 240 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" к Техническому заданию документации об аукционе.
Названной инструкцией предусмотрены следующие указания:
"В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, государственным заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации".
Согласно п. 2 ГОСТ 19301.2-2016 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев" детские стулья изготовляют пяти номеров, каждому из которых соответствуют определенные нормативы среднего роста детей, а также группы роста.
Детские стулья подразделяют на два типа:
- I - стулья с постоянными параметрами;
- II - стулья с регулируемыми параметрами.
Высота сиденья H стульев типа II номеров 1-3 должна регулироваться; ширина сиденья L и ширина спинки l1 должны соответствовать нормам, указанным в таблице 1 для стульев номера 3. Эффективная глубина сиденья B должна регулироваться соответственно выставляемой группе роста по высоте сиденья H (п. 3.4 государственного стандарта).
Спорные требования в отношении товара по позиции 13 "Стул детский (р.гр. N00-1)" не соответствуют таблице 2 и п. 3.4 ГОСТ 19301.2-2016 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев" и, следовательно, являются нестандартными.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований при описании показателей товаров в конкурсной документации отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
3. В отношении товара по позиции 9 "Полотенечница навесная" Заказчиком установлены требования: "Плита ЛДСП должна быть облицована пленками на основе термореактивных полимеров по ГОСТ 32289-2013 и должна соответствовать категории не ниже Е-1. Предельно-допустимые нормы выделения формальдегида в воздух не должны превышать 0,124 мг/м3 воздуха включ.".
Определение выделения веществ формальдегида осуществляется посредством проведения испытаний согласно ГОСТ 32155-2013 "Плиты древесные и фанера. Определение выделения формальдегида методом газового анализа" и ГОСТ 30255-2014 "Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения выделения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах".
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
4. К товару по позиции 4 "Диван детский тип 1" Заказчиком установлено требование: "Толщину плит проверяют толщиномером по ГОСТ 11358 или другим измерительным инструментом, обеспечивающим погрешность измерения не более 0,1 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки:
"В случае одновременного указания требуемого значения показателя с использованием слов, словосочетаний, символов, описанных инструкцией, участнику закупки следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя в соответствии с правилами, установленными инструкцией для каждого из слов, словосочетаний, символов. Конкретные показатели должны быть сформулированы и представлены по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Приложением к Техническому заданию "Сведения о товаре" и в соответствии с инструкцией.
Символы "", "+/-", слова "плюс/минус" - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение отклонения равное указанному либо конкретное значение отклонения в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
Словосочетание "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя менее указанного значения или равное ему".
Заявитель утверждает, что из совокупности приведенных положений инструкции не представляется возможным определить порядок предоставления сведений о значении спорного показателя.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым, характеристика "не более 0,1 мм" должна быть представлена в неизменном виде, поскольку инструкцией предусмотрены следующие указания: "Требования к значениям показателей товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не описанных в инструкции, являются требованиями к показателям товара, значения которых не могут изменяться".
Заявителем доказательств обратного не представлено, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 32289-2013 "Плиты древесно-стружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров. Технические условия" спорное требование относится к этапу приемки товара и не отражает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сорокина Д.П. обоснованной в части отдельных доводов о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33) и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2021 г. N 44-5720/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021