Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПБ ГБУ ДО "Детская художественная школа N 7" (далее - Заказчик); АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38585-ЭП/21 от 08.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объекта и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режима (извещение N 0372200016021000012) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200016021000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 114 907,50 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок в приложении N2 к конкурсной документации:
"Подпоказатель 1.1. Общая стоимость исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) - Пi1;
Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) действующих с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., без нарушений сроков и условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем оказанных услуг, исчисляемый в рублях).
Подпоказатель 1.2. Общее количество исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) - Пi2.
Оценивается предложение участника о количестве исполненных участником контрактов (договоров) действующих с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., без нарушений сроков и условий контракта (договора) по вине участника.
Подпоказатель 1.3. Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)- Пi3.
Оценивается предложение участника о наибольшей стоимости исполненного участником контракта (договора) за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г., без нарушений сроков и условий контракта (договора) по вине участника (оценивается наибольшая стоимость исполненного контракта, оцениваемая в рублях)."
Согласно письму Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2196, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 г. N 17АП-8046/19 полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов). Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса. Кроме того, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков (иначе это привело бы к ограничению конкуренции).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование о принятие к учету успешно исполненные контракты (договора) действующие с 01.01.2018 г. по 31.12.2020, создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В Приложение к заявке на участие, конкурсной документации установлено:
"Приложение к заявке на участие
(Рекомендуемая форма)
Предложение участника конкурса по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляется по формам:
Показатель 1: Положительный опыт участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера:
N п/п |
Реестровый номер закупки |
Номер и дата заключения контракта (договора) |
Номер записи в реестре контрактов (реестре договоров) |
Наименование предмета контракта (договора) |
Сумма контракта (договора), руб. |
Дата исполнения контракта (договора) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
_ |
ИТОГО |
|
|
Показатель 2: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами:
1) Наличие удостоверения частного охранника, личной карточки, трудового договора, наличие медицинского заключения, наличие заключенного с охранной организацией трудового договора:
N п/п |
Фамилия и инициалы |
Удостоверение частого охранника, номер, дата выдачи, срок действия |
Личная карточка частного охранника, дата выдачи |
Дата выдачи медицинской справки |
Номер и дата заключенного с охранной организацией трудового договора |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Показатель 3: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг:
1) Прохождение руководителем и/или руководителем структурного подразделения участника организации обучения по программе "Пожарно-технический минимум":
N п/п |
Фамилия и инициалы |
Должность |
Документ, подтверждающий обучение, дата выдачи |
Обучающая организация |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
2) Прохождение руководителем и/или руководителем структурного подразделения участника обучения по программе "Обеспечение антитеррористической защиты охраняемых объектов":
N п/п |
Фамилия и инициалы |
Должность |
Документ, подтверждающий обучение, дата выдачи |
Обучающая организация |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
3)Прохождение руководителем и/или руководителем структурного подразделения участника обучения по программе "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций":
N п/п |
Фамилия и инициалы |
Должность |
Документ, подтверждающий обучение, дата выдачи |
Обучающая организация |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
При этом в приложении N2 к конкурсной документации:
"Данные об общей стоимости исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) представляются по Рекомендуемой Форме "Положительный опыт участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера".
Представление данных сведений не по предлагаемой форме не оцениваются.
Данные об общем количестве исполненных государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) представляются по Форме "Положительный опыт участника конкурса по оказанию услуг сопоставимого характера".
Представление данных сведений не по предлагаемой форме не оцениваются."
Из положений документации следует, что, если у участника закупки не будет заполнена одна из вышеперечисленных форм или карточек, или участник допустит ошибку или опечатку, то Заказчик не будет оценивать представленные в составе заявки документы, подтверждающие наличие квалификации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанные обязательные для предоставления формы и карточки являются сводной информацией, оптимизирующей для Заказчика процесс оценки заявки, установленное Заказчиком требование о предоставлении информации различного типа таблицах, затрудняет подачу заявки и не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, следовательно, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных чч. 2, 4 - 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
В пп. 17.8.2 п. 17.8 раздела 17 конкурсной документации Заказчик устанавливает дополнительное требование к перечню документов, а именно:
"Копия исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта."
Данное требование устанавливается Заказчиком на основании Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
в пп. 17.2.4 п. 17.2 раздела 17 конкурсной документации установлено:
"Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого конкурса заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установления данных дополнительных требований возможно только при проведение следующего вида закупочных процедур: "конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов".
По данной закупке Заказчик проводит открытый конкурс в электронной форме, поэтому установление дополнительного требования о предоставлении документов в соответствии с Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 является неправомерным.
В силу ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
4. Комиссия УФАС отмечает, что с учетом открытой информации о Заявителе, Заявитель не может быть участником данного конкурса.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 7 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2021 г. N 44-5734/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021