Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБДОУ детский сад N 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Кэндби" (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38644-ЭП/21 от 09.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту торгово-технологического оборудования в 2022-2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005421000156. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 439 580, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе и выразившиеся в следующем:
- в установлении требований к содержанию первой части заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе;
- в не установлении условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств;
- в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
- в установлении требования об указании участниками закупки значений показателей характеристики товара, которые могут быть определены только по результатам испытания;
- в установлении требований к отдельным товарным позициям, не позволяющим определить потребности Заказчика;
- в установлении ненадлежащего требования к обеспечению исполнения контракта.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
В силу п. 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае, если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
16.12.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 17.12.2021 тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает необходимости представления в составе первой части заявок сведений о товарах, которые используются при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу, которые не передаются Заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также не принимаются к бухгалтерскому учёту Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте".
Из содержания п. 18.5 документации следует, что Заказчиком определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, участник электронного аукциона указывает:
- наименование страны происхождения товара;
а) конкретные показатели закупаемого товара, установленные заказчиком в Приложении N 3 к настоящей документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе с указанием на товарный знак или в случае, если участник электронного аукциона предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Приложении N 3 к настоящей документации об электронном аукционе.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что товары, поименованные Заказчиком в документации, не подлежат поставке при выполнении работ, ввиду чего, по его мнению, Заказчиком незаконно установлены требования к составу первой части заявки.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доводы жалобы не содержат каких-либо указаний на то, что приведенные в документации об аукционе товары соответствуют вышеуказанным критериям.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли-продажи, Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания Технического задания документации об аукционе следует, что Заказчиком определено, что в рамках настоящего технического задания исполнитель обязуется осуществить поставку Заказчику товаров согласно Приложению N 3 к документации об аукционе.
Кроме того, в проекте контракта Заказчиком установлены следующие условия:
Факт приемки Заказчиком Товара оформляется двусторонним актом приемки, подписанным представителями Заказчика и Исполнителя, который подтверждает приемку по количеству и качеству поставляемого товара.
Количество поставляемого товара должно соответствовать объёмам установленным в Приложении N 3 к Контракту.
В случае обнаружения при приемке несоответствия характеристик поставленных Товаров к Приложению N 3 к контракту, об этом делается соответствующая запись в акте.
С поставляемым товаром, Заказчику передаются документы, подтверждающие соответствие товара: документы изготовителя, инструкции по применению товара (при наличии), паспорт на товар (при наличии), сертификаты соответствия и/или декларация о соответствия на товары, для которых предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, гарантийные талоны на товары (при необходимости) , промежуточные и итоговые акты о результатах проверки (испытания) материалов, оборудования на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и контракта (при наличии), а в случае, если подтверждение качества товаров регламентируется в соответствии с техническими регламентами, в том числе техническими регламентами ЕАЭС - качество товаров должно подтверждаться согласно с соответствующими техническими регламентами.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также перечень продукции, подтверждения соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации , и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае контракт носит смешанный характер и предусматривает как поставку товаров, так и оказание услуг.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик установил требования к первой части заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе. Заявителем доказательств обратного не представлено.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
Так, указанное приложение включает в себя группу по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 28.9 (за исключением 28.91.9, 28.92.21.110, 28.92.21.120, 28.92.22.110, 28.92.24.120, 28.92.25.000, 28.92.26.110, 28.92.26.120, 28.92.27.110, 28.92.28.110, 28.92.28.120, 28.92.50.000, 28.92.9, 28.93.9, 28.94.9, 28.95.9, 28.96.9, 28.99.9).
Таким образом, условия ограничения допуска, предусмотренные Приказом 126н, распространяются на товары, относящиеся к коду 28.93.32.000 "Части оборудования для производства пищевых продуктов" и входящие в объект рассматриваемой закупки, следовательно, Заказчик был обязан установить условия допуска товаров, предусмотренные Приказом N 126н.
Вместе с тем, указанные условия допуска Заказчиком установлены не были.
Исходя из изложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлены вышеуказанные условия допуска, предусмотренные Приказом N 126н.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок приложена Заказчиком в разделе 19 документации об электронном аукционе.
Анализ положений инструкции позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только определяет определенный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Относительно доводов Заявителя о том, что Заказчиком установлено неправомерное требование об указании участниками закупки характеристик компонентов закупаемых товаров, а также показателей, которые могут быть известны только в результате испытаний имеющихся в наличии у участника закупки товаров, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия УФАС констатирует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены требования, в том числе, к таким показателям, как "Динамическая нагрузка", "Статическая нагрузка", "Сопротивление при работе", конкретные значения которых определяются путем проведения испытаний.
Комиссия УФАС отмечает, что вышеприведенный перечень подобного рода показателей, содержащихся в документации, является не исчерпывающим.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС констатирует, что при описании товарной позиции "Рабочая камера овощерезки" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Габариты требуются> 360 мм х 230 мм х 180 мм".
При этом указанное описание не содержит наименований показателей габаритов, что не позволяет соотнести приведенные значения с показателями длины, ширины, глубины товара.
Указанное обстоятельство указывает на неопределенность потребности Заказчика, что, в свою очередь, противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС приходит и в отношении описания Заказчиком товарной позиции "Диск шинковочный", в отношении которого Заказчиком не определено наименование показателя, для которого установлены значения "требуется > 36 мм и < 41,5 мм".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя в указанной части Комиссия УФАС находит обоснованным.
6. Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Согласно ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Комиссия УФАС констатирует, что рассматриваемая закупка подпадает под исключение, предусмотренное ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, поскольку документация содержит ограничения, установленные Заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона.
Согласно части 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта: 10%.
Также, согласно условиям, установленным в документации, Заказчиком определено, что участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, обязан представить обеспечение исполнения контракта в сроки и порядке, установленные в документации об электронном аукционе и настоящим пунктом в размере _1 443 958,00________ что составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае установленный размер обеспечения исполнения контракта исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а не от стоимости контракта не соответствует требованиям ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу об обоснованности доводов Заявителя в указанной части.
7. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кэндби" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66), ч. 2 ст. 33, ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 декабря 2021 г. N 44-5703/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021