Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" (далее - Заказчик);
ООО "ПИЛОТ МЕДИКАЛ" (далее - Заявитель),
в отсутствие представителей:
Администрация Курортного района СанктПетербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38283-ЭП/21 от 07.12.2021) на действия Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку диализаторов для гемодиализа в СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" в 2022 году (извещение N 0172200000621000429) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000621000429.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 452 376,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Список товаров, для которых установлены требования к значениям показателей, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Заявитель в доводах жалобы указывает на возможное нарушение правил описания объекта закупки.
В свою очередь представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС возразил в том числе следующее:
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Включение в документацию об аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение количества участников такой закупки.
Требования к закупаемым диализаторам установлены исходя из их совместимости с имеющимися у Заказчика аппаратами "искусственная почка" 5008S, производства "Fresenius Medical Care" (далее - аппарат 5008S), что четко указано в параметрах 1.19, 2.19, 3.18, 4.18, 5.19.
На используемый Заказчиком аппарат 5008S установлена гарантия производителя до 31.12.2022 года при условии эксплуатации оборудования в соответствии с Инструкцией (письмо подтверждающее данный факт прилагается).
Использование не указанных в инструкции расходных материалов может привести к неправильной и неисправной работе оборудования, его повреждению, к снижению безопасности проведения процедур и причинению вреда жизни и здоровью пациента. Производитель исключает любые гарантии в отношении повреждений на аппарате, которые возникли из-за применения недопущенных и/или неподходящих расходных материалов или комплектующих.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Таким образом, возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется исключительно производителем такого медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведения соответствующих экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни и здоровью пациентов и медицинского персонала.
Так же хотим отметить, что с учетом положений Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки указаны значимые для заказчика характеристики, включая клиренсы, объем заполнения, коэффициенты просеивания. Данные характеристики являются важными для заказчика и выбраны им с учетом наличия необходимых функций, мнения специалистов, непосредственно работающих с ними, как наиболее качественные и удобные в работе, необходимые для качественного и безопасного выполнения медицинских процедур. Отсутствие в документации детализированных характеристик и описания параметров качества поставляемого товара может повлечь неблагоприятные последствия для пациентов в виде ухудшения состояния здоровья.
В частности, материалы диализных мембран, даже если они синтетические по составу сырья, имеют существенные различия по качеству. Требования к характеристикам мембраны диализаторов предъявляются, прежде всего, для обеспечения безопасности и качества лечения. Выбор материала, указанного в документации об аукционе обусловлен тем, что все пациенты получающие диализ в нашем учреждении на протяжении многих лет лечатся на диализаторах, в которых применяется данный тип синтетических мембран (геликсон). За эти годы каких-либо нареканий, связанных с ним, не возникало, качество процедуры, адекватность диализа и профиль безопасности полностью соответствуют существующим требованиям.
Одномоментный переход на другой тип мембраны, с другими характеристиками, неизбежно приведет к появлению индивидуальной непереносимости, с развитием острых и подострых реакций со стороны пациентов. Также возникнет необходимость коррекции дозы антикоагулянтов, изменение отработанной прописи диализных назначений.
КУФ (коэффициент ультрафильтрации) диализатора - один из важнейших параметров. Значения данного показателя ограничены для предотвращения попадания бактериальных эндотоксинов из диализата в результате так называемой "обратной фильтрации" при формировании отрицательного трансмембранного давления в нижней части диализатора. Проникновение эндотоксинов в кровь пациента во время процедуры вызывает хроническое воспаление и развитие ряда серьезных осложнений.
Нижняя граница КУФ указана во избежание чрезмерного роста трансмембранного давления (риск прорыва диализной мембраны), создаваемого аппаратом для обеспечения установленной скорости ультрафильтрации, а также - гемоконцентрации внутри диализатора.
Клиренсы - основной параметр диализатора, определяющий степень выведения токсинов и выживаемость больных. Отказ от требований к высоким клиренсным характеристикам является недопустимым, так как может привести к поставке малоэффективных диализаторов, что повлечет недостаточное удаление токсинов и повышение смертности пациентов. Малоэффективные диализаторы могут применяться при остром гемодиализе или в период ввода в гемодиализ, но их применение совершенно не допустимо на хроническом гемодиализе.
Объем заполнения диализатора ограничен для клинически правильного подбора объема экстракорпорального контура в зависимости от физиологических параметров пациента.
Дополнительно, сообщаем, что данные доводы были разъяснены Участникам закупки, во избежание направления повторных запросов и жалоб, затягивающих сроки проведения закупки и, как следствие, сроки получения заказчиком медицинских изделий, необходимых для оказания экстренной медицинской помощи населению, и что анализом рынка государственных и муниципальных закупок указанных изделий за 2021 год выявлено более 30 разных поставщиков указанных изделий, которые не являются производителями данного товара. Данное обстоятельство доказывает тот факт, что товар находится в свободном обращении.
Комиссия УФАС отмечает, что при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе по основаниям изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 33, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПИЛОТ МЕДИКАЛ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2021 г. N 44-5793/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021