Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГБУК "Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского" (далее - Заказчик), АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38866-ЭП/21 от 10.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране помещений, занимаемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского" (извещение N 0372200096221000039) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200096221000039. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 037 600,00 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
Показатель 2 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" НЦБi (2.2) (60 баллов).
Порядок оценки:
Количество баллов (НЦБi (2.2)), присуждаемых по показателю - "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Обеспеченность участника закупки по данному показателю определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,6);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Дробное значение НЦБi, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается количество у участника конкурса сотрудников в таких должностях, как "Охранник".
В случае если в составе заявки участника конкурса содержатся сведения, составляющие персональные данные в определении Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - ФЗ N152), то Заказчик гарантирует участнику конкурса конфиденциальность этих сведений и обязуется проводить их обработку с соблюдением принципов и правил, предусмотренных ФЗ N152.
Сотрудники "охранники" должны соответствовать следующим критериям: квалификационный разряд не ниже 4-го разряда, опыт работы в должности "Охранник" не менее 5-и лет.
Для подтверждения наличия у участника закупки специалистов, занятых при оказании услуг по предмету контракта, участнику закупки необходимо предоставить в составе заявки отдельную заполненную карточку "Сотрудник N _____" на каждого специалиста и копии документов, предусмотренных настоящим пунктом конкурсной документации.
Карточка "Сотрудник N ____":
Фамилия; имя; отчество (при наличии) сотрудника |
|
Должность сотрудника |
|
Серия, номер и дата выдачи документа об обучении по программе подготовки охранников не ниже 4-го разряда |
|
Квалификационный разряд сотрудника |
|
Опыт работы сотрудника в соответствующей должности |
|
Номер и дата записи в трудовой книжке о приеме сотрудника на соответствующую должность (при наличии) |
|
Номер и дата трудового договора, заключенного между участником закупки (работодателем) и сотрудником (при наличии) |
|
Номер и дата приказа (распоряжения) о приеме работника (сотрудника) на работу (при наличии) |
|
Номер и дата гражданско-правового договора, заключенного между участником закупки (работодателем) и сотрудником (при наличии) |
|
Серия, номер и дата выдачи личной карточки охранника |
|
Серия, номер, срок действия и наименование территориального органа, выдавшего удостоверение частного охранника, номер и дата выдачи свидетельства о присвоении квалификационного разряда |
|
Для подтверждения наличия трудовых ресурсов участнику закупки необходимо предоставить копии следующих документов:
- копии штатного расписания участника для сотрудников, находящихся в штате Исполнителя (в случае представления копии штатного расписания участника закупки, то такое штатное расписание должно содержать всю информацию, предусмотренную унифицированной формой N Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
- копия личной карточки охранника;
- копия удостоверений частного охранника (все листы удостоверения, на которых есть записи);
- документов, подтверждающих обучение по программе подготовки охранников не ниже 4-го разряда;
- свидетельства о присвоении квалификационного разряда;
- копия трудовой книжки, копия трудового договора и копия приказа о приеме на работу, подтверждающие наличие трудовых отношений между сотрудником и участником конкурса (предоставляются в случае, если участник конкурса представляет сведения о наличии сотрудников, работающих на постоянной основе), копии гражданско-правового договора (предоставляются только в случае, если участник конкурса представляет сведения о наличии специалистов, работающих по совместительству). Для сотрудников, находящихся в штате участника закупки, и работающих по совместительству, но не имеющих записи в трудовой книжке от участника закупки - копия трудового договора, подтверждающая факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником. В случае, если участник предоставил копии трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, то такие договоры должны быть приложены в состав заявки со всеми приложениями, изменениями и дополнительными соглашениями. В случае использования электронной трудовой книжки - сведения предоставляются в виде электронного документа, содержащего следующую информацию: Информация о работнике; Даты приема, увольнения, перевода на другую работу; Место работы; Вид мероприятия (прием, перевод, увольнение); Должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение; Основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа); Причины прекращения трудового договора.
В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" при предоставлении копий документов, подтверждающих наличие соответствующих трудовых ресурсов, участник закупки должен предоставить в составе заявки копии должностных инструкций на каждую должность. Сотрудник (-и) в должности, на которую в составе заявки отсутствует должностная инструкция, не будет учтен при подсчете баллов по данному показателю.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному показателю не производится.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящего раздела конкурсной документации, такие сведения признаются недостоверными и начисление баллов по данному показателю не производится.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа, представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае выявления недостоверной информации в представленных документах начисление баллов по показателю не производится.
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе копий вышеуказанных документов, заявке такого участника по данному показателю присваивается значение равное 0 баллов.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника."
Комиссия УФАС констатирует, что для получения баллов по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" участнику закупки помимо копии штатного расписания участника для сотрудников, находящихся в штате Исполнителя (в случае представления копии штатного расписания участника закупки, то такое штатное расписание должно содержать всю информацию, предусмотренную унифицированной формой N Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, копии удостоверений частного охранника (все листы удостоверения, на которых есть записи), копии документов, подтверждающих обучение по программе подготовки охранников не ниже 4-го разряда, копии свидетельства о присвоении квалификационного разряда, копии трудовой книжки, копия трудового договора и копия приказа о приеме на работу, подтверждающие наличие трудовых отношений между сотрудником и участником конкурса (предоставляются в случае, если участник конкурса представляет сведения о наличии сотрудников, работающих на постоянной основе), копии гражданско-правового договора (предоставляются только в случае, если участник конкурса представляет сведения о наличии специалистов, работающих по совместительству) необходимо будет предоставить карточку сотрудника, содержащую ряд сведений по всем представленным в составе заявки сотрудникам.
В случае предоставления неполных сведений в карточке, такие сведения признаются не будут учитываться Заказчиком при оценке.
Комиссия УФАС отмечает, что из установленного порядка оценки невозможно определить лучшее условие исполнения контракта, так как фактически Заказчиком будет оцениваться не наличие документов, а, в том числе, порядок заполнения карточки.
При этом, наличие технических ошибок при заполнении карточки может привести к недополученнию баллов необходимых для победы в конкурсе.
К аналогичному выводу Комиссия УФАС пришла в отношении установленного порядка оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки".
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении остальных доводов жалобы Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данные доводы жалобы являются необоснованными.
2.Комиссия УФАС отмечает, что с учетом открытой информации о Заявителе, Заявитель не может быть участником данного конкурса.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 декабря 2021 г. N 44-5834/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021