Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ООО "РСК Крепость" (далее - Заявитель), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38602-ЭП/21 от 08.12.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по технической эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем зданий СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" в 2022 году - 1-ом полугодии 2023 года (извещение N 0372200280321000036) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200280321000036. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 749 949,19 рублей.
В жалобе ООО "РСК Крепость" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 03.12.2021 N0372200280321000036-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"I. На основании пункта 1 части 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (в действующей редакции):
- предоставление недостоверной информации, а именно:
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 года N ИА/53616/20 заказчик обязан устанавливать в документации об электронном аукционе требования к товарам и поставляемым, и используемым при выполнении работ по контракту в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В документации об электронном аукционе в Приложении N4 к Техническому заданию установлены требования и к поставляемым, и к используемым при выполнении работ по контракту в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При этом согласно п. 4.1.2 документации об электронном аукционе Заказчиком в Техническом задании (Приложение N2 к документации), в том числе в Приложении N 4 Технического задания, в целях разграничения поставляемого товара и используемого товара при оказании закупаемых услуг использованы следующие аббревиатуры, обозначающее:
ПТ - поставляемый заказчику товар при оказании услуг и выполнении закупаемых работ по контракту,
ИТ - используемый при оказании услуг по контракту товар.
Согласно п. 4.1.2 раздела 4 документации об электронном аукционе для оказания услуг и выполнения закупаемых работ по контракту исполнителем поставляется товар (в т.ч. оборудование), именуемый в дальнейшем - "поставляемый заказчику товар". Таковой товар поставляемый исполнителем заказчику при оказании услуг и выполнении закупаемых работ по контракту будет принят заказчиком от исполнителя по акту приема-передачи и принят к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402 "О бухгалтерском учете".
Согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 г. и подп. а) п. 2) п. 18.5 раздела 18 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, должна содержать наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 19.2 раздела 19 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна была содержать:
"- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг, участник электронного аукциона указывает:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию (Приложение N2 документации об электронном аукционе) и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При формировании первой части Заявки на участие в электронном аукционе Участнику закупки надлежит указать конкретные показатели товара, поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг, соответствующие значениям, установленным в Приложении N4 к Техническому заданию (Приложение N2 документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (при наличии)."
В графе 3 приложенного к Заявке на участие в электронном аукционе Участника закупки файла "заявка 0372200280321000036" в отношении товаров, поставляемых при оказании услуг по Контракту, указаны следующие страны происхождения: Германия (поз. 1, 7, 14, 15, 30, 35, 39), Россия (поз. 2-6, 12, 13, 19 - 21, 23 - 28, 32, 33, 38), Франция (поз. 8), Швеция (поз. 9), Австрия (поз. 10), Дания (поз. 11, 22, 29, 31), Китай (поз. 16 - 18, 34, 36), Италия (поз. 37).
При этом в экранной (интерактивной) форме первой части заявки Участника закупки содержится иное указание наименование страны происхождения товара, а именно, Российская Федерация.
Частью 5 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 г., Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" прямо предусмотрена обязанность оператора электронной площадки обеспечить подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки. Такая типовая заявка обязательна для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
Типовая форма заявки и информация, представляемая участником в иной форме, представляют собой единый документ, именуемый первой частью заявки. Оценке подлежит вся совокупность представленной в ней информации. Ввиду того, что информация в заявке должна быть полной и достоверной, информация о стране происхождения также не должна носить противоречивый характер.
При рассмотрении первых частей заявок участников установлено, что Участник закупки подал первую часть заявки в форме электронного документа по типовой форме, утвержденной оператором электронной площадки.
Таковая первая часть Заявки содержала сведения о наименовании страны происхождения товаров в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира - Российская Федерация.
При этом, в составе первой части заявки также был прикреплен отдельный файл, содержавший согласно типовой форме Заявки, "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак". Данный файл содержал информацию о конкретных показателях товара предлагаемого Участником закупки к поставке при оказании услуг по Контракту, товарных знаках (при наличии), а также наименовании стран происхождения товаров по каждой из предложенных позиций, Германия (поз. 1, 7, 14, 15, 30, 35, 39), Россия (поз. 2-6, 12, 13, 19 - 21, 23 - 28, 32, 33, 38), Франция (поз. 8), Швеция (поз. 9), Австрия (поз. 10), Дания (поз. 11, 22, 29, 31), Китай (поз. 16 - 18, 34, 36), Италия (поз. 37). То есть таковая информация о наименовании стран происхождения поставляемых при оказании услуг по Контракту товаров не соответствовала стране происхождения поставляемых при оказании услуг по Контракту товаров, указанной Участником в типовой форме первой части Заявки.
Таким образом, Участником закупки в составе первой части Заявки была указана недостоверная информация о стране происхождения товара.
Справочно: Данная позиция отражена в Решении УФАС по Новосибирской области от 06.10.2020 года N 054/06/67-1899/2020, Решение УФАС по Новосибирской области от 16.06.2020 N 054/06/67-1033/2020, Решение УФАС по Новосибирской области от 25.05.2021 года N 054/06/67-1014/2021.
При названных обстоятельствах, а также в ввиду двусмысленности информации содержащейся в первой части Заявки и предлагающемся файле, у Комиссии отсутствует возможность однозначного толкования соответствия или несоответствия характеристик предлагаемых Участником к поставке при оказании услуг по Контракту товаров требованиям документации об электроном аукционе.
Кроме того, согласно п. 1.6. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара". При двусмысленности и противоречивости представленной в Заявке информации о наименовании стран происхождения поставляемых при оказании услуг по Контракту товаров Заказчик не имеет возможность определить свою обязанность предоставления или не предоставления преференций по п. 1.3. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н, так как в Заявке другого допущенного до участия в аукционе Участника предложены товары, странами происхождения некоторых из которых являются иностранные государства.
II. На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (в действующей редакции):
- несоответствие представленной Участником закупки в составе Заявки информации требованиям Инструкции по заполнению первой части заявки, указанной в пункте 19.1 Раздела 19 документации об аукционе в электронной форме (далее - Инструкция), а именно:
В пункте 19.1 Инструкции указано, что сведения, которые содержатся в Заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Таким образом, Участником закупки предоставлены противоречивые сведения о стране происхождения товара, которые допускают двусмысленное толкование, и которые не позволяют Комиссии однозначно определить какие товары предлагаются Участником закупки к поставке при оказании услуг по Контракту, а также какие товары будут реально поставлены им при оказании услуг по Контракту, и которые будут приниматься Заказчиком на баланс в порядке установленном документацией об электронном аукционе.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N2 к документации об электронном аукционе.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что Участник закупки подал первую часть заявки в форме электронного документа по типовой форме, утвержденной оператором электронной площадки.
Таковая первая часть Заявки содержала сведения о наименовании страны происхождения товаров в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира - Российская Федерация.
При этом, в составе первой части заявки также был прикреплен отдельный файл, содержавший согласно типовой форме Заявки, "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак". Данный файл содержал информацию о конкретных показателях товара предлагаемого Участником закупки к поставке при оказании услуг по Контракту, товарных знаках (при наличии), а также наименовании стран происхождения товаров по каждой из предложенных позиций, Германия (поз. 1, 7, 14, 15, 30, 35, 39), Россия (поз. 2-6, 12, 13, 19 - 21, 23 - 28, 32, 33, 38), Франция (поз. 8), Швеция (поз. 9), Австрия (поз. 10), Дания (поз. 11, 22, 29, 31), Китай (поз. 16 - 18, 34, 36), Италия (поз. 37). То есть таковая информация о наименовании стран происхождения поставляемых при оказании услуг по Контракту товаров не соответствовала стране происхождения поставляемых при оказании услуг по Контракту товаров, указанной Участником в типовой форме первой части Заявки
Учитывая изложенное, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку участник закупки была указана недостоверная информация о стране происхождения товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что требование установленные Заказчиком в документации об аукционе и иные положения документации ограничивают круг участников.
Заявитель явку представителей не обеспечил, доказательств обратного не представил.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РСК Крепость" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 декабря 2021 г. N 44-5838/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021