Резолютивная часть объявлена 15.12.2021 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя ИП Крымшамхалова М.Б. Симоновой В.А., действующей на основании доверенности N3 от 10.12.2021 г., (далее - заявитель, ИП Крымшамхалов М.Б.), в присутствии представителей от РГБУ "Государственная филармония Карачаево-Черкесской Республики" (далее - заказчик) Меремкуловой Е.А., действующей на основании доверенности N1 от 13.12.2021 года, Хачукова К.М., действующего на основании доверенности N1 от 13.12.2021 г.,
рассмотрев жалобу ИП Крымшамхалова М.Б. действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0179200001921000697 "Поставка звукового оборудования на техническое оснащение детских и кукольных театров для РГБУ "Государственная филармония КЧР" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Крымшамхалова М.Б. на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе, что ограничивает конкуренцию на товарном рынке, нарушает права и законные интересы ИП Крымшамхалова М.Б.
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ИП Крымшамхалова М.Б. по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, АО "Сбербанк -АСТ", в том числе ИП Крымшамхалова М.Б. об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
13 декабря 2021 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ИП Крымшамхалова М.Б., согласно которым установленные заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Требования к комплектации товара не направлены на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Рассмотрение жалобы ИП Крымшамхалова М.Б. Комиссией осуществлено 14 и 15 декабря 2021 дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Крымшамхалова М.Б., проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителей ИП Крымшамхалова М.Б., заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.11.2021 г. в 14:00 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001921000697 "Поставка звукового оборудования на техническое оснащение детских и кукольных театров для РГБУ "Государственная филармония КЧР" (извещение о проведении электронного аукциона - 24.11.2021 г. в 14:00 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 151 605,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 24.11.2021 г. 14:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 08.12.2021 г. в 09:00 ч; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 09.12.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.12.2021 г.
На участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
1. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к товарам документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта на поставку товара, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Из совокупного анализа приведенных норм следует, что, устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
П.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников. Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направлены на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам. Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к товарам, из которых изготавливается товар, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивая сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, и создавая преимущества производителям таких товаров.
По позиции 1 "Рама линейного массива" технического задания документации об аукционе заказчиком предусмотрены следующие значения: "В комплекте рамы должны быть болты с гайками и шайбами строительные (болтокомплекты). Комплект из конструкционных болтов, гаек и шайб должен быть в соответствии с ГОСТ 32484.1-2013. Комплект шестигранных болтов и гаек должен соответствовать одной системе HR/HV и ГОСТ 32484.3-2013 или ГОСТ 32484.4-2013. Не допускается смешивания болтов и гаек из разных систем. Класс прочности болтов и гаек 8.8/8 или 10.9/10 с резьбой М16 или М20 или М24 или М27 или М30 или М36. Высота гайки не менее 0,8 диаметра резьбы. Болт должен быть с нормальной или с укороченной длиной резьбы. Шайба Н должна быть с классом прочности 8 или 10 с фаской или без нее. Номинальная электрическая прочность не менее 1,5 кВ постоянного тока. Сопротивление изоляции более 1010 Ом (диапазон). Номинальный ток на контакт 16 А. Номинальное напряжение 50 В. IP (степень защиты, обеспечиваемая оболочками) более 22. Покрытие контактов серебро, материал контактов бронза. Интервал рабочих температур от менее -10 °C до не менее +80 °C. Изоляция: рабочая или двойная (усиленная). В комплекте электрощиток. Тип - распределительные щитки (далее - щитки), применяемые в осветительных и силовых установках производственных, общественных, административных и других подобных зданий для приема и распределения электрической энергии при напряжении 400/230 В".
Учитывая изложенное, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что требования к товарам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых для поставки, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Согласно положениям письма ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
2. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При этом, из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, заказчик должен учитывать запрет, установленный п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Условия документации об аукционе, в том числе инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, должны содержать ясные и четкие требования, допускающие однозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Вместе с тем, некоторые положения Инструкции по заполнению заявок являются противоречивыми, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Так, в техническом задании документации об аукционе предусмотрено требование "Конструкция кабеля S/FTP; U/FTP; SF/UTP; F/UTP; U/UTP; SF/FTP; U/STP; S/UTP; S/STP; U/SFTP", однако в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила толкования одновременного использования символов "/" и ";"; заказчиком предусмотрено требование, что исполнение должно быть "У(ХЛ)", вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила толкования символа "( )" (скобки); по позиции N15 "Радиосистема (тип 2)" установлено требование "Границы интервала частот около от не менее 548 до более 565 МГц, не менее 12 каналов", однако в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила толкования одновременного использования символов, слов "границы интервала", "около", "от не менее", "до более".
Согласно письму ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г., в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию по заполнению заявок, нарушают п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу ИП Крымшамхалова М.Б. обоснованной.
2.Признать в действиях РГБУ "Государственная филармония Карачаево-Черкесской Республики" нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать РГБУ "Государственная филармония Карачаево-Черкесской Республики", Единой комиссии РГБУ "Государственная филармония Карачаево-Черкесской Республики", АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 декабря 2021 г. N 009/06/106-347/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021