Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Литвинова А. В.,
от ООО "ТД - ПМК" - в отсутствии представителей,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступило обращение ООО "ТД - ПМК" на действия заказчика - ФГБУ "Санаторий "Заря" Управления делами Президента Российской Федерации, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100021921000019 "Поставка молочных продуктов".
Комиссия, рассмотрев доводы заявителя, выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0321100021921000019 "Поставка молочных продуктов".
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункта 2 пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В нарушение указанной нормы закона Заказчиком установлено ненадлежащее требование к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно:
1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
А) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
Б) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
В) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
2. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Заказчиком закупается товар, включенный перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
Масло сладко-сливочное КТРУ 10.51.30.110-00000004;
Творог 9% КТРУ 10.51.40.300-00000005;
Творог 9%, фасованный единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.40.300-00000005;
Сыр рассольный КТРУ 10.51.40.110-00000007.
Вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Заказчиком не установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 832.
3. В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
4) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
5) Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
По позиции 1 Масло сладко-сливочное несоленое единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.30.110-00000004 предусматривает единицы измерения в килограммах;
По позиции 2 Молоко 2,5% единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.11.000-00000008 предусматривает единицы измерения в килограммах;
Так же Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молока, вид молока по способу обработки, массовая доля жира, min.
По позиции 3 Молоко 2,5% единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.11.000-00000008 предусматривает единицы измерения в килограммах;
Так же Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молока, вид молока по способу обработки, массовая доля жира, min.
По позиции 4 Кефир 2,5%, единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.52.140-00000009 предусматривает единицы измерения в килограммах;
Так же Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молочного сырья, наличие обогащающих компонентов;
По позиции 5 Кефир 2,5 единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.52.140-00000009 предусматривает единицы измерения в килограммах;
Так же Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: наличие обогащающих компонентов, вид молочного сырья;
По позиции 6 Ряженка 2,5% единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.52.130-00000005 предусматривает единицы измерения в килограммах, литрах; кубических дециметрах;
Так же Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: наличие обогащающих компонентов, тип молочного сырья;
По позиции 7 Сметана 20% единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.52.200-00000001 предусматривает единицы измерения в килограммах.
Заказчиком небыли включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молочного сырья;
По позиции 8 Творог 9% фасованный единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.40.300-00000005 предусматривает единицы измерения в килограммах.
Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молочного сырья, массовая доля жира, max, %, массовая доля жира, min, %;
По позиции 9 Творог 9%, фасованный единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.40.300-00000005 предусматривает единицы измерения в килограммах;
Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молочного сырья, массовая доля жира, max, %, массовая доля жира, min, %;
По позиции 10 Сыр рассольный КТРУ 10.51.40.110-00000007. Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, наличие вкусовых компонентов, тип сыра;
По позиции 11 Молоко ультрапастеризованное, 2,5% единицы измерения указаны Заказчиком в штуках, когда как КТРУ 10.51.11.000-00000007 предусматривает единицы измерения в литрах, кубических дециметрах;
Заказчиком не были включены следующие обязательных к применению наименования характеристик товара: вид молока, вид молочного сырья, массовая доля жира, min.
Таким образом, Заказчиком при формировании документации об электронном аукционе допущены нарушения ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 66, ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 64, Постановления Правительства РФ N 145.
Согласно части 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 (далее - Административный регламент ФАС по рассмотрению жалоб).
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, во всех заявке к поставке предложен товар Российского происхождения. Все поступившие заявки были допущены к участию в электронном аукционе, по итогам проведения которого снижение НМЦК составило 70%.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФГБУ "Санаторий "Заря" Управления делами Президента Российской Федерации нарушившими ч. 3 ст. 14, ч. 3 ст. 66, ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 64, Постановления Правительства РФ N 145, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты торгов, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. А. Соколов
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 декабря 2021 г. N 026/06/64-2732/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021