Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N2 имени Н.А. Семашко" о включении сведений об ООО "НОВАТОР" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка медицинских изделий для нейрохирургического отделения (1/2) ГБУЗ СО "СГКБ N2 имени Н.А.Семашко" на 2021 г. (ВМП) (извещение N 0142200001321004788, начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000,00 руб.),
в присутствии сторон:
УСТАНОВИЛА:
Из обращения ГБУЗ Самарской области "Самарская городская клиническая больница N2 имени Н.А. Семашко" следует, что Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, письменные пояснения Поставщика закупки и проведя проверку, установила следующее.
13.04.2021 г. между ГБУЗ СО "СГКБ N2 имени Н.А. Семашко" и ООО "Новатор" заключен контракт N 171-2021.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Из пункта 3.1.1. Контракта следует, что Поставщик обязан поставить Товар соответствующий требованиям законодательства РФ, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пункту 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту) и условиями контракта.
Поставка товара осуществляется в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к контракту). Сроки поставки товара в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к контракту).
Пунктом 2 Технического задания установлено, что поставка осуществляется с момента заключения Контракта по 31 декабря 2021 г., в соответствии с заявкой Заказчика, исходя из фактической потребности Заказчика, в течение 5 (Пяти) дней с момента получения такой заявки; с понедельника по пятницу c 8-00 до 15-00 без перерыва на обед, выходные: суббота, воскресенье (по предварительному согласованию с ответственным лицом Заказчика, точного места поставки товара, даты и времени прибытия). Заявка подается письменно, по факсу, по электронной почте или в форме телефонной заявки.
29.06.2021 Заказчиком отправлена, а Поставщиком получена заявка на поставку следующего товара:
- 5 балок.
- 5 поперечин.
- 5 винтов 55 на 55
- 2 винта 55 на 50;
- 4 винта 55 на 40;
- 9 винтов 55 на 45;
- 4 винта 6,5 на 55.
Согласно условиям Контракта Поставщик должен был поставить Товар не позднее 05.07.2021, Товар поставлен Поставщиком только 13.07.2021, то есть с нарушением сроков.
17.08.2021 Заказчиком отправлена, а Поставщиком получена заявка на поставку следующего товара:
- 6 винтов полиаксиальных (позиция N 5 Спецификации Контракта)
- 1 Стержень (позиция N 6 Спецификации Контракта)
- 1 Коннектор поперечный (позиция N 7 Спецификации Контракта)
Согласно условиям Контракта Поставщик должен был поставить Товар не позднее 23.08.2021, однако обязательства по Контракту Поставщиком не исполнены, Товар в срок не поставлен.
В соответствии со ст. 520, ст. 524 ГК РФ если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение, то есть предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.
Заказчиком было реализовано право приобрести непоставленные товары у других лиц и заключен контракт от 25.08.2021 N 234-МЗ-21, в соответствии с которым Заказчику были поставлены - винт полиаксиальный - 6 шт., стержень - 1 шт., всего на сумму 61 720,00 руб. (товарная накладная от 25.08.2021 N 43).
26.08.2021 Заказчик уведомил Поставщика об отсутствии необходимости поставлять товар по заявке от 17.08.2021 в связи с приобретением товара у других лиц.
Таким образом, в результате нарушения Поставщиком своих обязательств по Контракту, Заказчику были нанесены убытки на сумму (61 720,00 - 31 872,00 = 29 848,00) 29 848,00 (двадцать девять тысяч восемьсот сорок восемь) руб.
05.10.2021 Заказчиком отправлена, а Поставщиком получена заявка на поставку следующего товара:
- Винт полиаксиальный (позиция N 5 Спецификации Контракта) - 20 шт.;
- Стержень (позиция N 6 Спецификации Контракта) - 10 шт.
Согласно условиям Контракта Поставщик должен был поставить Товар не позднее 11.10.2021, однако товар Поставщиком не поставлен.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки Товара, а также нанес убытки своими недобросовестными действиями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с указанной статьей (часть 2 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
15.10.2021 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.10.2021 г. указанное Решение направлено по электронной почте Поставщика, почтой заказным письмом и размещено в ЕИС.
Часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Часть 13 статьи 95 закона о контрактной системе предусматривает, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "Новатор" следует, что 13.04.2021 г. в 10.37 часов от Заказчика по электронной почте поступила Заявка на поставку 14 винтов с гайками (позиция 5 в контракте) с указанными размерами, 1-го стержня и 1-го коннектора. Заявка была исполнена и по Товарной накладной N 13 от 16.04.2021 г. товар был поставлен и принят Заказчиком. 21.04.2021 г. в 11.47 часов от Заказчика по электронной почте поступила Заявка на поставку 24 винтов, 4 стержней, 4 коннекторов, а также о предоставлении набора инструментов для установки расходных материалов. По товарной накладной N 14 от 28.04.2021 г. указанный товар был поставлен Заказчику и принят последним. В мае 2021 года Заказчиком в ходе установки товара пациентам была допущена поломка двух поставленных изделий: винта полиаксиального КС 5550П - 1 шт., и винта полиаксиального КС 4540П - 1 шт. Данное обстоятельство подтверждается в частности письмом ООО "Новатор" в адрес Заказчика от 30.05.21г. о намерении Общества провести экспертизу данных изделий, а также Актом от 08.06.2020 г. составленным производителем винтов ООО "Медин-Урал" содержащего заключение о том, что деформация винтов произошла в результате превышения предельно допустимого усилия при закручивании, то есть по вине Заказчика, в связи с чем данный случай признан негарантийным. 29 июня 2021 года в 11ч.04 мин от Заказчика по электронной почте поступила Заявка о поставке товара: 5 балок, 5 поперечин, 5 винтов 55 на 55, 2 винта 55 на 50, 4 винта 55 на 40, 9 винтов 55 на 45, 4 винта 6,5 на 55. Как указывает Заказчик товар по данной Заявке поставлен ему по Товарной накладной от 13.07.2021 г., с просрочкой в 8 календарных дней. При этом письмом от 14.07.2021 г. ООО "Новатор" известил Заказчика о том, что Обществом была заказана и проводилась экспертиза вышеописанных поломанных винтов, в том числе по причине которой была допущена незначительная просрочка в доставке товара по заявке от 29.06.2021 г. (так как завод-производитель винтов ООО "Медин-Урал" проводя экспертизу винтов временно приостановил их отгрузку до выяснения причин поломки). 07.07.2021 г. завод-производитель винтов ООО "Медин-Урал" уведомил своего официального представителя ООО "Альфа медика" о том, что экспертиза двух вышеописанных винтов была произведена, установлено, что конструктивные размеры, материал и твердость изделий соответствуют ТУ. Поломка винтов произошла вследствие установки с превышением допустимого усилия. После чего отгрузка винтов с завода была возобновлена, и винты с незначительной просрочкой по заявке от 29.06.21г. поставлены Заказчику и приняты последним. Факт поломки Заказчиком винтов подтверждается также прилагаемыми и впоследствии отправленными Заказчиком письмами N 12-07/812 от 05.08.2021 г. о согласии на проведение экспертизы винтов и письмом N 12-07/885 от 20.08.2021 г. об отзыве ранее направленной претензии о замене сломанных винтов.
27 июля 2021 г. в 16 часов 14 минут от Заказчика по электронной почте была получена Заявка о поставке "5 наборов ТПФ по контракту с предоставлением размерной линейки". Указанная Заявка была оформлена Заказчиком не в соответствии с предметом Контракта, поскольку "Наборы ТПФ" ее предметом не являлись, на что Заказчику впоследствии было указано письмом от 09.08.2021 г., направленным в ответ на претензию от 05.08.2021 г. После частичного устного согласования состава поставки по товарным накладным N 28 от 02.08.2021 г., N 4 от 05.08.2021 г., N 39 от 16.08.2021 г. Заказчику было поставлены: стержни - 7 штук, пластины для спинальной фиксации 6 шт., винты самосверлящие - 36 штук, винты полиаксиальные 24 шт., коннекторы поперечные - 4 шт. Вместе с тем, пунктом 2 ТЗ к Контракту предусмотрена поставка Товара в течении 5 дней с момента получения надлежащим образом оформленной Заявки. Поскольку Заказчик Заявку от 27 июля 2021 г. оформил ненадлежащим образом и впоследствии письменно никак не уточнил - нами не было допущено просрочки поставки товара по Заявке от 27.07.2021 г.
17 августа 2021 г. Заказчиком была отправлена в адрес ООО "Новатор" Заявка с просьбой срочно довезти "недостающий 5-й набор ТПФ, ходовые размеры (линейка) а именно: 6 винтов, 1 стержень, 1 коннектор поперечный". В ответ на данную заявку 18.08.2021 г. ООО "Новатор" дважды был отправлен Запрос Заказчику с просьбой уточнить какие размеры винтов нужно поставлять? В ответ на данную просьбу 18.08.2021 г. от Заказчика получено уточнение с описанием необходимости поставить всего 20 винтов разных перечисленных размеров.
19 августа ООО "Новатор" в письме пояснило Заказчику, что 20 винтов не могут являться одним набором ТПФ. В ответ на что был получен ответ от Заказчика о необходимости довезти линейку на предыдущие 4 набора и этот один, и из нее врачи выберут нужные размеры, и оставят себе по накладной 5 штук в общем количестве. Вместе с тем заключенным сторонами Контрактом не была предусмотрена "Выборка товаров Заказчиком из привезенного по Заявке ассортимента". Контрактом четко было установлено, что Поставка осуществляется в соответствии с Заявкой Заказчика исходя из его фактической потребности. Таким образом, обязанность ООО "Новатор" привозить на выбор Заказчика всю размерную линейку винтов для предоставления Заказчику возможности выбора из них необходимых - Контрактом предусмотрена не была. Заявки, оформленные Заказчиком с условием о выборке товара - являлись необоснованными. Конкретные соответствующие Контракту уточнения Заявки от 17.08.2021 г. от Заказчика до 26.08.2021 г. ООО "Новатор" так и не были получены. 26.08.2021 г. от Заказчика поступило уведомление об отсутствии необходимости поставлять товар по Заявке от 17.08.2021 г. Таким образом, по заявке от 17.08.2021 г. ООО "Новатор" не было допущено неисполнение обязательств, в связи с тем, что Заказчиком не была предоставлена Заявка на конкретные товары, являющиеся предметом Контракта, с указанием их размеров и окончательного необходимого количества. 06 октября 2021 г. от Заказчика была получена Заявка о поставке товара: стержень - 10 штук, винт полиаксиальный 5ммх 45 мм - 20 штук. 07 октября 2021 г.
ООО "Новатор" в свою очередь обратился к своему поставщику ООО "Альфа Медика" за получением заказанного и необходимого для ГБУЗ им Семашко товара.
Письмом от ООО "Альфа Медика" Обществу было сообщено о приостановке поставки товара до окончания проведения экспертизы по определению причин поломки установочного инструмента, поскольку данные причины могут быть взаимосвязаны с использованием самого поставляемого товара (прилагается письмо). Причина такого ответа в том, что в начале октября 2021 г. Заказчиком была допущена поломка предоставленного ему ранее ООО "Новатор" инструмента для установки винтов, а именно: ключа для стопорной гайки, ключа для фиксации поперечины. Как указал Заказчик в своем письме от 15.10.2021 г. в ходе оперативных вмешательств данные ключи вышли из строя, просим заменить на новые.
Письмом от 09.10.2021 г. ООО "Новатор" сообщило Заказчику о том, что в ходе исполнения Контракта N 171-2021 от 13.04.2021 г. установочный инструмент ломался не один раз и заменялся ООО "Новатор" бесплатно. Но учитывая ответ поставщиков о проведении экспертизы причины поломки инструмента, поставка товара по заявке от 06.10.21г. будет осуществлена после проведения экспертизы по определению причин поломки инструмента. В ходе всего времени исполнения Контракта ООО "Новатор" велась переписка с Заказчиком. Однако, незначительные нарушения в сроках поставки допускались нами лишь в связи с некорректными действиями Заказчика по формированию Заявок, по поломке товара и установочного инструмента.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Виновного, умышленного уклонения ООО "Новатор" от исполнения обязательств по контракту, не установлено.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Новатор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "Новатор" предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Новатор" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 декабря 2021 г. N РНП-63-498
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021