Резолютивная часть оглашена
17.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа "Центр образования" с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Пак Юлия Алексеевна в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Создание архитектурной доступности для обеспечения условий инклюзивного образования для детей-инвалидов в рамках государственной программы Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014-2025 годы для нужд государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы "Центра образования" муниципального района Шигонский Самарской области (СП Детский сад N4) (извещение N 0142200001321016153, начальная (максимальная) цена контракта - 595 267,39 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом в установленный срок, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
19.07.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001321016153 о проведении Аукциона.
На основании Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.07.2021 N0142200001321016153-4 между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен контракт N 228 от 10.08.2021 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по текущему ремонту помещений/здания (далее - Объект), указанных в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Из пункта 1.2. Контракта следует, что Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта, собственными и/или привлеченными силами, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), Ведомостью видов и объема работ (Приложение N2), Сметой (Приложение N 3), Материалы (строительные материалы) используемые при выполнении работ (Приложение N 4), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и иными условиями настоящего Контракта.
В соответствии с Техническим заданием срок выполнения работ по Контракту: Один этап исполнения контракта с момента заключения контракта по 31.08.2021 г.
Подрядчик в установленный контрактом срок не исполнил взятые на себя обязательства.
Заказчик направил в адрес Подрядчика претензии о нарушении сроков выполнения работ и несоответствия выполняемых работ требованиям контракта и приложений к нему (претензии N61 от 07.10.2021 г., N68 от 01.11.2021 г., N71 от 10.11.2021 г.).
Письмом от 19.10.2021 г. исх. N153 ИП Пак Ю.А. обратилась к Заказчику о предоставлении план-схемы для укладки плитки.
Из письма N158 от 01.11.2021 г. направленного Подрядчиком в адрес Заказчика следует, что обязуются выполнить работы в срок до 09.11.2021 г.
По состоянию на 22.11.2021 г. Подрядчиком работы были выполнены не в полном объеме, Заказчик обратился в ООО "Самарская судебная экспертиза документов" с заявлением на выполнение строительно-технического исследования.
Из акта экспертного исследования N1006 от 22.11.2021 г. по результатам внешней независимой экспертизы следует, что по состоянию на 10.11.2021 г. качество фактически выполненных строительных работ, произведенных по контракту, не соответствует условиям контракта N228 от 10.08.2021 г. и нормативным документам, а часть работ полностью не выполнены на день проведения экспертного обследования.
23.11.2021 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
25.11.2021 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на сайте ЕИС, в этот же день указанное Решение было направлено Подрядчику заказным письмом с уведомлением.
26.11.2021 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Подрядчиком.
Уведомление о вручении письма Подрядчику вернулось Заказчику 01.12.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, принимая во внимание Указ Президента РФ от 20.10.2021 N595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.", решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.12.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению, Заказчик настаивал на включении в Реестр недобросовестных поставщиков об ИП Пак Ю.А.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, Исполнителем не выполнены.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от Участника закупки письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, Подрядчик согласился на выполнение работ на условиях, определенных аукционной документацией. Положения аукционной документации в установленном порядке Подрядчик не обжаловал, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавал.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком не выполнены.
Доказательств обратного Подрядчиком в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) Подрядчика лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, проведенного в целях реализации возложенных на него полномочий. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Пак Ю.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Пак Юлия Алексеевна (ИНН 632515011010, ОГРНИП 320631300115534, адрес регистрации: 446723, Самарская область, Шигонский район, с.Новодевичье, ул.Ленинградская, 129) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Пак Юлия Алексеевна из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 декабря 2021 г. N РНП-63-510
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021