Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" по доверенности - Высоких Г.В., генерального директора ООО "Полярные Зори" - Ашина Ф.В.,
рассмотрев обращение Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" о включении сведений в отношении ООО "Полярные Зори" в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разделом III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
10.12.2021 в Мурманское УФАС России поступило обращение Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Полярные Зори" (Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Строителей, д. 2, кв. 13, ИНН 5117066161, ОГРН 1145102000405, генеральный директор Ашина Федор Витальевич, ИНН 511701429760) (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту системы освещения в помещениях административных зданий, расположенных по адресам: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, дом 3; ул. Карла Маркса, дом 25 а; ул. Книповича, дом 20.
Обращение о включении сведений в отношении ООО "Полярные Зори" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения 19.04.2021 электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту системы освещения в помещениях административных зданий, расположенных по адресам: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 3, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 25а, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20 (номер извещения 0149200002321001815), 04.05.2020 между Государственным областным бюджетным учреждением "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" и ООО "Полярные Зори" был заключен контракт N 25/21-ЭА (далее - контракт).
Предмет контракта: выполнение работ по текущему ремонту системы освещения в помещениях административных зданий, расположенных по адресам: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, дом 3; ул. Карла Маркса, дом 25 а; ул. Книповича, дом 20.
Реестровый номер контракта: 2519010915421000036.
Цена контракта: 883 379,94 руб.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.3 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ, а также Заказчиком в одностороннем порядке.
По причине ненадлежащего выполнения работ по контракту, руководствуясь пунктом 13.2 контракта, 22.10.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.10.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе, а также направил Обществу заказным письмом с уведомлением и посредством электронной почты.
26.11.2021 Заказчику поступило почтовое уведомление о неполучении Обществом почтового отправления N 18302564009697, виду чего Заказчик посчитал 26.11.2021 датой надлежащего уведомления, датой расторжения контракта - 07.12.2021.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Обращение Государственного областного бюджетного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" о включении сведений в отношении ООО "Полярные Зори" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок, 07.12.2021.
В действиях Заказчика по расторжению с ООО "Полярные Зори" контракта в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении поставщика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. И основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пункт 3 статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с условиями контракта, в течение 60 рабочих дней с момента заключения контракта Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонту системы освещения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контактом и Техническим заданием (далее - выполнение работ).
Согласно представленным материалам, в ходе производства работ Заказчик неоднократно выявлял нарушения условий контракта в части качества выполненных работ (мигание и перегорание светильников после их установки). Данные нарушения зафиксированы актами Заказчика от 17.06.2021, 23.06.2021, 02.07.2021, 05.07.2021, 06.07.2021, 13.07.2021, 19.07.2021, 20.07.2021.
Кроме того, согласно актам от 01.07.2021 и от 07.07.2021 в период между 29 и 30 июня 2021 года и 07.07.2021 соответственно, вследствие некачественного монтажа светильников в здании по адресу ул. Книповича, дом 20 (Арбитражный суд Мурманской области) произошли обрушения части накладных светодиодных светильников Navigator серии DPO-02-LED.
В связи с неоднократно выявленными нарушениями выполнения работ Подрядчику направлено письмо от 08.07.2021 N 502 о приостановке работ на всех объектах Заказчика до приобретения светильников в соответствии с условиями технического задания и предоставления на них сертификатов качества.
Письмом от 09.07.2021 N 58 Подрядчик сообщил о направлении претензии в адрес поставщика светильников ООО "ПромЭлектроСвет".
По причине высокой загруженности при выполнении других государственных контрактов, письмом от 20.07.2021 N 63 Подрядчик предложил Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон с оплатой фактически выполненных работ, с сохранением гарантийных обязательств по выполненным работам.
По причине неустраненных недостатков работ, а также в связи с производственной необходимостью в замене системы освещения в административных зданиях, письмом от 26.07.2021 N 531 Заказчик сообщил о невозможности приемки выполненных работ, и выразил отказ от данного предложения.
После отказа Заказчика от расторжения контракта по соглашению сторон, Подрядчик выполнил часть работ на объектах (вывоз мусора, замена светильников) и потребовал обеспечить допуск в здание по ул. Книповича, дом 20 (письмо от 23.08.2021 N 68), и направил список работников для доступа в административное здание по ул. Книповича, дом 20 (письмо от 07.09.2021 N 70).
Согласно акту об осуществлении контроля за ходом и качеством выполнения работ от 06.10.2021, по состоянию на 05.10.2021 Подрядчик не выполнил работы в полном объеме, работы после 23.08.2021 не проводились, информация об устранении недостатков и установке новых светильников не предоставлена. Кроме того, установлено, что фактически установленные Подрядчиком светильники не соответствуют характеристикам, предусмотренным в Техническом задании (характеристики светильников типа 2 не соответствуют по размеру, световому потоку, световой отдаче; характеристики светильников тип 1 не соответствуют по световому потоку и световой отдаче).
По состоянию на 22.10.2021 Подрядчик не принял действий по устранению выявленных нарушений, что послужило причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В то же время, письмом от 18.11.2021 Подрядчик направил акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, и попросил в кратчайшие сроки произвести оплату задолженности за выполненные по контракту работы.
В ответ на данное письмо Заказчик выразил отказ в приемке работ с разъяснением причин такого отказа, а также направил акт от 25.11.2021 о ненадлежащем исполнении условий контракта в части качества и требованиям безопасности (письмо от 01.12.2021 N 962).
Комиссия отмечает, что ООО "Полярные Зори" было заблаговременно уведомлено о проведении заседания, однако письменные пояснения и документы, подтверждающие намерение исполнить контракт надлежащим образом либо наступления форс-мажорных обстоятельств, не позволяющих исполнить контракт в соответствии с условиями контракта, ни Заказчику, ни Комиссии представлены не были.
Исходя из вышеизложенного следует, что Заказчик в установленный контрактом срок не получил результат, на который рассчитывал при заключении контракта, следовательно, такое нарушение обязательств следует признать существенным нарушением условий контракта.
Также необходимо отметить, что Заказчик представлял Подрядчику возможность исполнить контракт надлежащим образом. Однако результат фактически выполненных Подрядчиком работ не только по объему и качеству не соответствует условиям Технического задания, но и не пригоден для использования Заказчиком по назначению, несет угрозу для здоровья и жизни сотрудников и посетителей административных зданий (при выполнении работ Подрядчиком не соблюдены Правила устройства электроустановок и Правила противопожарного режима).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае подрядчик не указывает на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушения условий контракта; подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного Подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Полярные Зори". Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановления N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным областным бюджетным учреждением "Управление по обеспечению деятельности Правительства Мурманской области" в связи с отказом от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту системы освещения в помещениях административных зданий, расположенных по адресам: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, дом 3; ул. Карла Маркса, дом 25 а; ул. Книповича, дом 20 (номер извещения 0149200002321001815), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Полярные Зори" (Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Строителей, д. 2, ИНН 5117066161, ОГРН 1145102000405; генеральный директор Ашина Федор Витальевич, ИНН 511701429760) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Полярные Зори" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15 декабря 2021 г. N 051/06/104-865/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021