Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС;
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" - Удовика К.П. (по доверенности),
Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" - Смирновой И.А. (по доверенности), Кизенковой Е.В. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - Фахрутдиновой Г.Р. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Транссервис" на действия Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" при проведении электронного аукциона "Поставка противогололедных материалов" (0849300004921000729), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 29.11.2021 г. поступила жалоба ООО "Транссервис" на действия Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок", утвердившего аукционную документацию.
Из существа поступившей жалобы следует, что документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно - Заявитель считает, что Уполномоченным учреждением в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы в составе заявки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы ММКУ "Управление закупок" были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 11 часов 30 минут 17 декабря 2021 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения представителя Уполномоченного учреждения, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 03.12.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении Электронного аукциона, а также аукционная документация.
Уполномоченное учреждение: Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок".
Наименование объекта закупки: Поставка противогололедных материалов.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 125 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, требования к составу заявки устанавливаются заказчиком с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации.
Согласно разделу 2 "Техническое задание (в том числе Описание объекта закупки)" документации электронного аукциона объектом закупки является поставка противогололёдных реагентов. Требования к закупаемому товару, установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 58427-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололёдные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 58427-2020).
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 58427-2020 при осуществлении закупок ПГМ и/или услуг по уборке/зимнему содержанию УДС, а также придомовой территории, ОДХ и иных территорий, которые предусматривают обращение ПГМ, в том числе на особо охраняемых природных территориях и Байкальской природной территории, заказчик обязан запросить, а участник закупки предоставить на стадии подачи заявки на участие следующие документы:
- документ, подтверждающий соответствие ПГМ санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- сертификат соответствия ПГМ технической документации (ТУ, СТО) и/или настоящему стандарту с указанием марки ПГМ;
- действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (ТУ, СТО), в соответствии с которой изготовлен ПГР или КМ;
- в случае закупки ПГМ для пешеходных зон, участник закупки обязан предоставить заключение о соответствии ПГМ показателю степени воздействия ПГМ на кожу обуви;
- сведения о химическом составе предлагаемого к поставке ПГМ в соответствии с 5.1.3;
- иные документы, предусмотренные федеральными, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8.1.2 Извещения о проведении аукциона в электронной форме (основные положения документации об аукционе в электронной форме (Раздел 1) установлен состав вторых частей заявки на участие в аукционе.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что требование к участникам закупки о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы в составе заявки отсутствует.
Таким образом, ММКУ "Управление закупок" допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как пояснил представитель МКУ "УЗ" на заседании Комиссии, у Заказчика отсутствует обязанность по установлению в аукционной документации требования о предоставлении в составе второй части заявки положительного заключения государственной экспертизы федерального уровня на предлагаемый к поставке противогололедный материал, поскольку положительное заключение государственной экспертизы должно иметься лишь на момент заключения государственного контракта (пункт 5.3.1 проекта контракта).
В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что предоставление документа о соответствии товара требованиям законодательства лишь на стадии исполнения контракта, в свою очередь, допускает возможность заключения контракта с лицом, неспособным к исполнению обязательств с учетом всех требований законодательства, и влечет для заказчика риск поставки товара, не отвечающего требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, действия заказчика по невключению в документацию о закупке требования о включении положительного заключения экологической экспертизы в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки, что противоречит принципам добросовестной конкуренции.
Данная позиция также находит свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2021 N Ф05-16646/2021 по делу N А40-191490/20-79-1281.
Кроме того, письмом ФАС России от 23.07.2018 N АК/57142/18 "О конкурсных процедурах при закупках противогололедных реагентов", установлено, что в случае, если объектом закупки является поставка противогололедных реагентов, то заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения ГЭЭ федерального уровня.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Транссервис" на действия Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" при проведении электронного аукциона "Поставка противогололёдных материалов" (0849300004921000729) обоснованной.
2. Признать Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок" нарушившим пункт 2 часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 декабря 2021 г. N 051/06/106-875/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021