рассмотрев обращение (вх. N 020419/э) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИнвестПромСнаб" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку спецодежды зимней (изв. N 0356500001521000045),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001521000045 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку спецодежды. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 997 349,47 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
07.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "ИнвестПромСнаб" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку спецодежды зимней на сумму 1 251 815,38 руб. (далее - Контракт).
В связи с нарушением Поставщиком условий, предусмотренных Контрактом, 26.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить спецодежду зимнюю (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок поставки товаров: в течение 45 (Сорока пяти) дней с момента заключения Контракта.
1.4. Место поставки (доставки) товаров: 614990, Пермский край, Пермь, улица Попова, дом 54
1.5. Идентификационный код закупки: 212590204715859020100100490010000244.
1.6. Источник финансирования: - Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) - увеличение стоимости мягкого инвентаря; - Средства по обязательному медицинскому страхованию-увеличение стоимости мягкого инвентаря.
3.1. Поставка Товара (партии товара) осуществляется по Месту поставки в течении 45 дней с момента заключения Контракта.
3.2. Поставщик за 3 (Три) рабочих дней (дня) до дня осуществления поставки Товара направляет Заказчику уведомление о времени доставки Товара в Место поставки (доставки).
3.3. При поставке товара (партии товара) Поставщик представляет:
- счет;
- счет-фактуру (при необходимости);
- товарную (товарно-транспортную) накладную (при необходимости;
- документ о приемке - акт приема-передачи, подписанный Поставщиком в двух экземплярах;
- выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции, подтверждающую страну происхождения материалов или полуфабрикатов, использованных при производстве поставляемого Товара.
- в случае отсутствия производства используемых материалов на территории ЕАЭС предоставляются соответствующие документы, выдаваемые Министерством промышленности и торговли РФ.
3.4. Приемка товара (партии товара) осуществляется Заказчиком в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.3. Контракта, путем подписания документа о приемке, либо в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, и в течение гарантийного срока (при его установлении);
4.1.3. Проверять ход и качество исполнения Поставщиком условий настоящего Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика;
4.1.4. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы поставленного товара (партии товара);
4.1.5. Отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта;
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Обеспечить приемку поставленного Товара (партии товара) в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом;
4.2.2. Оказывать содействие Поставщику по вопросам, имеющим отношение к исполнению Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат;
4.2.3. Произвести оплату поставленного и принятого Товара (партии товара) в порядке и сроки, установленные Контрактом;
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем;
4.2.5. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить Поставщику уведомление о принятом решении;
4.2.6. провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
4.2.7. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.2.7. Если при поставке Товара Поставщик не выполняет условия, установленные в п. 3.3. Контракта в части предоставления документов, подтверждающих, что материалы, используемые в производстве Товара, были произведены на территории стран членов ЕАЭС, либо документов о том, что данные материалы на территории ЕАЭС не производятся, Заказчик обязан расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с п.1 ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе.
4.3. Поставщик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки товара в порядке и в сроки, предусмотренные Контрактом;
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятого Товара в соответствии с условиями Контракта;
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Уведомить Заказчика о планируемой поставке Товара не позднее, чем за 3 (Три) рабочих дня до момента поставки.
4.4.2. Поставить Товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.3. При поставке Товара (партии товар) предоставить Заказчику всех необходимые сопроводительные документы согласно настоящему Контракту;
4.4.4. Поставить товар в таре и упаковке, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
4.4.5. Устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара (партии товара) в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты получения требования Заказчика;
4.4.6. Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.8. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 3 рабочих дней со дня соответствующего изменения;
7.1. Изменение существенных условий Контракта возможно по соглашению Сторон в случаях, установленных Законом о контрактной системе. Все изменения и дополнения оформляются путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к настоящему Контракту. Дополнительные соглашения к настоящему Контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания Сторонами.
7.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
7.5. Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что поставленный Поставщиком товар не соответствует требованиям качества, установленным Контрактом и техническим заданием. Так, проведенной Заказчиком экспертизой установлено, что плотность утеплителя составила 96,646 г/м2, 94,065 г/м2, 100,216 г/м2 при заданном значении плотности 150 г/м2. Вместе с тем, Поставщик указал в заявке, что товар соответствует заданным Заказчиком требованиям.
На основании указанного выше, 25.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику почтовым отправлением и по электронной почте 26.10.2021 г.
Поскольку установлено, что уведомление не было вручено Поставщику посредством почтового отправления и было возвращено Заказчику, датой вступления в силу Решения об одностороннем отказе следует считать дату по истечении 30 дней со дня размещения в ЕИС Решения, то есть 26.11.2021.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании указанного выше, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 07.12.2021 г.
Согласно ч. 4 ст.104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что информация об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлена в адрес Пермского УФАС России 08.12.2021 г., то есть с соблюдением установленных норм.
В письменных пояснениях Поставщик указал, что товар поставлен 16.09.2021, вместе с тем Заказчик не направил Поставщику документы приемки в предусмотренный контрактом срок. В последующем Заказчик сообщил о результатах экспертизы, что поставленный товар не соответствует установленным требованиям, на что Поставщик письмом от 25.10.2021 сообщил о готовности замены поставленной продукции на соответствующую требованиям. Заказчик на письмо не ответил. 15.11.2021 Поставщик направил повторное письмо о готовности продукции к отгрузке, однако ответ на это письмо от Заказчика не поступил.
Также Поставщик сообщил, что продукция надлежащего качества готова к отгрузке, в подтверждение представив Комиссии видеоматериалы.
Кроме того, Поставщик отметил, что заключение экспертизы о несоответствии поставленной продукции заданным требованиям им получено не было.
Антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что из имеющихся документов, следует, что во исполнение Контракта продукция поставлялась, о чем свидетельствуют товарная накладная N 197 от 16.09.2021, акт приема передачи товара от 30.09.2021.
Комиссией также установлено, что письма от 25.10.2021 и 15.11.2021 о согласовании даты и времени повторной поставки направлялись Заказчику по электронной почте по адресу perm0385@mail.ru, этот адрес электронной почты указан в качестве контактной информации в Контракте.
Таким образом, Поставщик предпринимал попытки к устранению несоответствий, послуживших основанием для отказа приемки товара.
Следовательно, в действиях Поставщика отсутствуют признаки уклонения от исполнения обязательств по Контракту.
Также согласно данным, представленным в единой информационной системе, Поставщиком исполнено 254 контракта с аналогичным предметом.
Следует также отметить, что заключение экспертизы, на основании которого принято решение об однотонном отказе, принято 22.10.2021 (пятница), само решение об одностороннем отказе принято 25.10.2021 (понедельник), то есть Заказчик не дал Поставщику возможности ознакомиться с материалами и произвести замену ненадлежащей продукции товарами, соответствующими требованиям технического задания.
На основании указанного, Комиссией установлено, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Поставщиком действий в целях его исполнения, о взаимодействии Поставщика с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Поставщиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ИнвестПромСнаб" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ИнвестПромСнаб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2021 г. N РНП-59-537
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021