Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТЕМП" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд МБОУ "МСОШ" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку печени говяжьей (изв.N 0356300033421000015),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N0356300033421000015 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку печени говяжьей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 238 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.12.2021 г.
В соответствии с протоколом N 27 от 09.12.2021 рассмотрения заявок на участие в открытом аукциона в электронной форме, заявка ООО "Темп" отклонена от участия в аукционе по причине непредставления информации о производителе пищевых продуктов.
1. По мнению заявителя, заявка участника отклонена Аукционной комиссией неправомерно. Так, в качестве обоснования отклонения в протоколе от 09.12.2021 г. указано отсутствие в первой части заявки указания на производителя продукции, при этом аукционная документация не содержит требования на указание производителя продукции в первой части заявки. Так, Заявитель считает незаконным основание отстранения его заявки от участия в электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
В соответствии со статьей 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 1 ст. 67 Закона о закупках установлено, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о закупках, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о закупках установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о закупках при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о закупках, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 832) установлены ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и утвержден Перечень таких товаров (далее - Перечень).
Пунктом 24 Раздела 5 Информационной карты о проведении электронного установлена информация об условиях, о запретах, об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно:
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Пункт 1 раздела 8 Информационной карты указывает на требования к содержанию первой части заявки, а именно:
Согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). (В случае инициативного предоставления участником аукциона в составе первых частей заявок иной информации помимо согласия, такая информация должна в точности соответствовать требованиям настоящей документации и не изменять, не искажать, не сужать или не дополнять данные требования).
Первая часть заявки на участие в аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара.
Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "ТЕМП" содержатся следующие данные:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара;
- информация о стране происхождения
- информация о конкретных показателях товара (Качественные характеристики должны соответствовать ГОСТУ 31799-2012, Код КТРУ 10.11.31.140-00000001).
Комиссия отмечает, что пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о закупках предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о закупках, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
В Постановлении Правительства N 832 указано, что в соответствии со статьей 14 Закона о закупках Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки (окончательные предложения) на участие в определении поставщика (далее - заявка), содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
-содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
-не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 69 Закона о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о закупках аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о закупках.
В силу пункта 3 статьи 69 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о закупках.
Из вышеприведенных положений Закона о закупках следует, что указание на производителя пищевых продуктов в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N 832 подлежит декларированию во второй части заявки участника закупки.
Таким образом, решение о соответствии заявок требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства N 832, и их допуске к участию закупке должно приниматься по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Частью 1 статьи 67 Закона о закупках, установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о закупках, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявителю жалобы по вышеназванному основанию, свидетельствуют о нарушении части 5 статьи 67 Закона о закупках.
В указанных действиях Аукционной комиссии усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявка N3 Участника - ИП Анухова Ф.Г., согласно протоколу N 27, отстранена от участия по основанию, аналогичному, что и заявка ООО "ТЕМП". Таким образом, Аукционная комиссия отказав в допуске участнику, заявка которого зарегистрирована под N3, нарушила требование ч. 5 ст. 67 Закона о закупках.
В указанных действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 67 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать в том числе информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
Комиссия указывает на отсутствие в протоколе рассмотрения заявок указания на положение документации, на основании которого в отношении заявок NN 3, 5 принято решение об отказе в допуске к участию, что нарушает положение части 6 статьи 67 Закона о закупках.
В указанных действиях Аукционной комиссии усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Как указано выше, пункт 1 раздела 8 Информационной карты указывает на требования к содержанию первой части заявки, а именно:
- Согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). (В случае инициативного предоставления участником аукциона в составе первых частей заявок иной информации помимо согласия, такая информация должна в точности соответствовать требованиям настоящей документации и не изменять, не искажать, не сужать или не дополнять данные требования).
- Первая часть заявки на участие в аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара.
Как указано ранее, объектом закупки является поставка товара - печени говяжьей. В силу ч. 3 ст. 66 Закона о Закупках, в документации должны быть указаны требования о предоставлении в первой части заявки, помимо согласия на участника аукциона на поставку товара, сведений о стране происхождения и конкретных показателях товара.
Вместе с тем, Комиссией Пермского УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках документация указанных положений не содержит.
Указанные действия содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕМП" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку печени говяжьей (изв.N 0356300033421000015) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о закупках, выявленное при рассмотрении жалобы.
3. По результатам внеплановой проверки признать за Единой комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд МБОУ "МСОШ" нарушение части 4 статьи 67 Закона о закупках, части 5 статьи 67 Закона о закупках.
4. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках
5. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
6. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021