Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Капитал СК" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране имущества, находящегося в собственности Пермского края, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 1 (изв.N 0156200009921000942),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000942 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по охране имущества, находящегося в собственности Пермского края, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 1.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 11 563 200,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.11.2021 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 09.12.2021 г., победителем закупки признано ООО ЧОО "Набат", ООО "Капитал СК" присвоен второй номер. По мнению подателя жалобы Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки заявок, приняты к оценке документы, входящие в состав заявки ООО ЧОО "Набат", которые не соответствуют конкурсной документации.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме определены ч.4, ч.6 ст.54.4 Закона о закупках. Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.п. 2,3 раздела 8 конкурсной документации.
Кроме этого, согласно п. 8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 3акона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч.8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, в установленном порядке оценки должна четко прослеживаться зависимость между предложением участника, оценкой его заявки в целях выявления лучшего условия исполнения контракта.
В п.27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом согласно ч.1 ст.8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ч.2 ст.8 Закона о закупках установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.6 ст.54.7 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Критерии оценки заявок и инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 конкурсной документации.
Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
"Цена контракта" - значимость критерия - 60%. "Квалификация участников конкурса" - значимость критерия - 40%. В рамках последнего критерия установлен в том числе следующий показатель:
"Наличие у участника конкурса штатных специалистов определенного уровня квалификации".
Предмет оценки - наличие специалистов, работающих в штате организации участника конкурса, имеющих удостоверение частного охранника не ниже 4-го разряда (далее - специалисты).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса специалистов.
Документами*, подтверждающими наличие специалистов являются в совокупности:
1. копии действующих удостоверений частных охранников, подтверждающие их правовой статус и квалификацию не ниже 4-го разряда, а также копии личных карточек частных охранников, выданной органами внутренних дел, подтверждающие принадлежность специалиста к организации участника конкурса;
2. копии трудовых книжек подтверждающие правовые отношения специалистов с участником конкурса, с отметкой** работодателя о работе специалистов в организации участника конкурса в настоящее время (на дату подачи заявки);
и (или)
- копии приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров, подтверждающие правовые отношения специалистов с участником конкурса, с отметкой** работодателя о работе специалистов в организации участника конкурса в настоящее время (на дату подачи заявки);
и (или)
- сведения о трудовой деятельности специалистов, работающих у участника конкурса в настоящее время (на дату подачи заявки), подписанных работодателем (в случае ведения электронных трудовых книжек).
*документы, представленные в составе заявки участника конкурса, должны быть в полном объеме.
**отметка работодателя о работе специалиста ставится после последней записи в трудовой книжке или на первой странице документов: приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров.
При этом установлено, что наличие у участника конкурса специалистов считается не подтвержденным, в случаях:
- отсутствия копий действующих удостоверений частных охранников, подтверждающие их правовой статус и квалификацию не ниже 4-го разряда, а также копии личных карточек частных охранников, подтверждающие принадлежность специалиста к организации участника закупки;
и (или)
- отсутствия копий трудовых книжек и /или сведений о трудовой деятельности специалистов (в случае ведения электронных трудовых книжек) и (или) копий приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения специалистов с участником конкурса;
и (или)
- отсутствия на копиях трудовых книжек или копиях приказов (распоряжений) о приеме на работу и копиях трудовых договоров отметки работодателя о работе специалистов в организации участника конкурса в настоящее время (на дату подачи заявки);
или
- отсутствия в полном объеме документов, подтверждающих наличие у участника конкурса в штате специалистов.
При отсутствии у участника конкурса специалистов и (или) подтверждающих документов заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия, изучив заявки участников конкурса установила, что ООО ЧОО "Набат" в составе заявки в качестве подтверждения наличия специалистов предоставлены копии действующих удостоверений частных охранников, копии личных карточек частных охранников, копии вкладышей в трудовую книжку сотрудников.
Упомянутые документы приняты Конкурсной комиссией к оценке, что не оспаривается представителем Конкурсной комиссии. При этом представитель пояснил, что к оценке не приняты копии удостоверений частного охранника, у которых отсутствовали страницы, находящиеся в середине документа. К оценке приняты копии удостоверений с учетом наличия последовательной очередности страниц, а также с учетом заполненности данных страниц.
Представитель Конкурсной комиссии также указал, что пустые страницы удостоверений не влияют на подтверждение или опровержение наличия специалистов, работающих в штате организации участника конкурса, в связи с чем не являются обязательными в составе заявки.
Относительно предоставления вкладышей в трудовую книжку, в качестве документа, подтверждающего наличие специалистов в штате участника закупки, представитель Конкурсной комиссии пояснил, что данный документ является неотъемлемым приложением к трудовой книжке, содержит достаточные сведения, подтверждающие соответствие участника по показателю, установленному конкурсной документацией.
Представитель Конкурсной комиссии пояснил, что поскольку конкурсная документация не содержит определение термина "полный объем документа", при толковании указанного термина Конкурсная комиссия при оценке заявок участников закупки руководствуется общепринятым требованием о необходимой полноте официальных документов. Применительно к документу, подтверждающему наличие специалистов, это означает, что такой документ должен представлять единый, целостный текст, состоящий из непрерывного ряда страниц (его составных частей) и содержащий информацию о наличии в штате участника закупки специалистов.
Данное толкование применено при рассмотрении заявок всех участников закупки, таким образом, Конкурсной комиссией применен единый подход к оценке заявок участников.
Как следует из положений конкурсной документации наличие специалистов считается неподтвержденным в случае отсутствия в полном объеме соответствующих документов во второй части заявки участника. При отсутствии у участника конкурса специалистов и (или) подтверждающих документов заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установленный порядок оценки не содержит указания на то, что представляет собой документ в полном объеме: копия документа, полностью воспроизводящая информацию подлинника документа или ряд только тех страниц, которые содержат полную информацию о наличии в штате участника специалистов.
Таким образом, положения конкурсной документации допускают двоякое толкование требований к предоставляемым в составе заявки документам, следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Указанное нарушение привело к несоблюдению Конкурсной комиссией требований ч.6 ст.54.7 Закона о закупках, поскольку в данном конкретном случае, в отсутствие иного толкования требований Заказчика следовало исходить из необходимости принятия к оценке документов, включающих все без исключения страницы такого документа, вне зависимости от наличия или отсутствия требуемой информации.
В указанных действиях Конкурсной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Капитал СК" на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране имущества, находящегося в собственности Пермского края, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 1 (изв.N 0156200009921000942) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение требований ч.6 ст.54.7 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Конкурсной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа, членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021