Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Брагине А.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку расходного материала для сбора и хранения мед. отходов класса А, Б, В (изв. N 0356500005120000437),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005120000437 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходного материала для сбора и хранения мед. отходов класса А, Б, В. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 104 060,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
12.02.2021 г. между Заказчиком и ИП Брагиным А.С. заключен контракт N 0356500005120000437 на сумму 383 700,00 руб.
В связи с тем, что Индивидуальным предпринимателем поставлен товар не в полном объеме, 28.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 7.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 29.10.2021 г. решение опубликовано в ЕИС, направлено в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением посредством Почты России.
Поскольку Заказчиком не получено подтверждения о вручении поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой надлежащего уведомления считается 29.11.2021 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.12.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ст.506 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч.1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст.523 ГК РФ установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СБОРА И ХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ КЛАССА А,Б,В (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок поставки товаров: поставка товара осуществляется Поставщиком по заявке по 01 декабря 2021 года в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.4 Договора, в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента поступления заявки, в рабочие дни с 08-00 до 15-00 часов, за исключением перерыва с 12-00 до 12-30 часов (время местное).
3.1. Товары, поставляемые Поставщиком Заказчику, должны соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
3.5. Приемка Товара (партии Товара) (далее - приемка Товара) осуществляется в два этапа.
3.6. Приемка Товара в части соответствия их количества, комплектности требованиям, установленным Контрактом, осуществляется Заказчиком в течение 5 (Пяти) дней со дня доставки Товара.
3.7. На первом этапе осуществляется приемка Товаров по количеству и ассортименту на соответствие требованиям Контракта, в т.ч. проверяется соответствие количества, и ассортимента поставленного Товара, сведениям, указанным в сопроводительных документах.
3.8. При поставке Товара Поставщик предоставляет полный пакет документов на Товар, в т.ч.:
- сопроводительный документ на Товар (Товарную накладную или Товарно-транспортную накладную или универсальный передаточный документ);
- счет;
- счет-фактуру (при необходимости);
- документы, подтверждающие качество Товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом, для Товаров, подлежащих обязательной сертификации, регистрационное удостоверение, выданное Росдравнадзором);
- документ о приемке - товарно-транспортная накладная или акт-приема передачи товара.
Сопроводительный документ на Товар должен быть оформлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и содержать информацию:
· о дате оформления сопроводительного документа;
· о Поставщике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
· о Заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
· о наименовании Товара;
· о наименования производителя Товара;
· о количестве Товара;
· о должностном лице, составившем сопроводительный документ (доверенность, должность, Ф.И.О.);
· о цене и общей стоимости Товара;
3.9. Приемка Товара по количеству и ассортименту проводится в день поставки Товара.
3.10. Товар не подлежит приемке в случае отсутствия или ненадлежащего оформления сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество Товара, в поврежденной упаковке или не соответствующий указанным в сопроводительных документах и Контракте наименованиям и количеству, а также если Товар подлежит изъятию из гражданского оборота.
3.11. При обнаружении несоответствия количества и (или) ассортимента поставленного Товара (партии Товара), установленному в Контракте, Заказчиком оформляется мотивированный отказ Поставщику от приемки Товара в письменной форме в день приемки Товара направляется (передается) Поставщику. При этом весь Товар (вся партия Товара) считается не поставленным до момента устранения нарушений, выявленных при приемке Товара.
3.12. Срок устранения Поставщиком несоответствий, выявленных при приемке товара, не должен превышать 3 (Трех)дней с момента получения мотивированного отказа.
3.13. По результатам приемки Товаров по количеству и ассортименту Заказчик подписывает Товарную накладную (Товарно-транспортную накладную).
3.14. На втором этапе осуществляется проверка качества Товара. Приемка Товара по качеству осуществляется в течение 5 (Пяти) дней с даты поставки Товара.
01.03.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка на поставку партии товара, предусмотренного контрактом на сумму 33 595 руб., 00 коп.
15.04.2021 г. с нарушением регламентированного контрактом срока, Поставщик осуществил поставку товара по заявке. Товар принят и оплачен Заказчиком.
31.05.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена вторая заявка на поставку товара на сумму 29 225 руб., 00 коп.
14.06.2021 г. ИП Брагиным А.С. произведена поставка партии товара, при этом в товарной накладной был указан товар, не предусмотренный условиями контракта, а именно "Пакет белый с размерами 700*1100" (согласно заявке и техническому заданию, поставке подлежал "Пакет белый с размерами 800*1100"). Остальная часть товара соответствовала заявке Заказчика и требованиям технического задания.
В силу положений п.3.11 контракта, вся партия считается непоставленной, в адрес Поставщика направлен мотивированный отказ от приемки товара. Основания, послужившие причиной для отказа в приемке партии товара Поставщиком не устранены.
19.08.2021 г. в адрес Поставщика направлена третья заявка на поставку партии товара. Товар по данной заявке ИП Брагиным А.С. не поставлен.
07.09.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия с требованием оплаты пении с требованием поставки товара по заявке от 19.08.2021 г. Ответа на данную претензию Заказчиком не получено.
Согласно пояснениям представителя ИП Брагина А.С., Поставщик от обязательств, предусмотренных настоящим контрактом не отказывается.
Задержка поставки товара связана с недобросовестными действиями контрагента Поставщика, ООО "ИНДИГО МЕД", с которым ИП Брагиным А.С. заключен контракт на прямые поставки товара в адрес Заказчика.
Как следует из пояснений Поставщика представители ООО "ИНДИГО МЕД" уведомили индивидуального предпринимателя в телефонном разговоре, что товар не производится и поставлен быть не может. Письменные пояснения относительно обстоятельств невозможности поставки товара представители ООО "ИНДИГО МЕД" предоставить отказались.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что сведения об ИП Брагине А.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Брагине А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 декабря 2021 г. N РНП-59-541
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021