Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г") (изв. N 0356100001421000121),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100001421000121 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г").
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.12.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 353 949,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.12.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение требований Закона о закупках в рамках одного аукциона закупаются несвязанные товары и услуги, что влечет ограничение количества участников закупки. Более того, положения технического задания противоречат нормам действующего СаНПиН 2.1.3684-21 в части установленного способа обезвреживания отходов.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п.4 раздела 5 информационной карты аукционной документации подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно техническому заданию Заказчиком закупаются услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г").
В соответствии с техническим заданием, Исполнитель обязуется:
- Осуществлять вывоз отходов по заявке Заказчика методом сменных межкорпусных контейнеров. Представлять другие многоразовые оборотные чистые контейнеры 30 л и 120 л.
- Забирать отходы вместе с контейнерами (не должна производиться пересыпка отходов из контейнера на площадке для сбора и временного хранения отходов на территории Заказчика) и предоставлять Заказчику бесплатно новые контейнеры и пакеты соответствующего цвета в количестве, соответствующем отгруженным. Характеристики и требования к контейнерам и пакетам должны соответствовать указанным в техническом задании.
- Обеспечить Заказчика внутрикорпусными контейнерами, предназначенными для ручной загрузки и выгрузки медицинских отходов на территории Заказчика, сертифицированными пакетами и емкостями для организации сбора и хранения медицинских отходов, в соответствии с нормативом:
- мягкая и жесткая тара в соответствии с таблицей N 2 технического задания;
- контейнер внутрикорпусный объемом - 120 л в количестве 2 штуки;
- контейнер внутрикорпусный объемом - 30 л в количестве 4 штуки;
- емкости объемом 1 и 3 л из расчета 1 л на каждые 2 кг принятых на обезвреживание отходов;
- пакеты 600х1000 мм - 1 ед. на каждые 5 кг принятых на обезвреживание отходов;
- пакеты 500х600 мм - 1 ед. на каждые 2 кг принятых на обезвреживание отходов.
В таблице N3 технического задания указаны требования к инвентарю для сбора отходов, принимаемых к удалению.
В соответствии с п.1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, предметом настоящего контракта является оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживания, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г") (далее по тексту контракта - услуги) для нужд Заказчика. Оказание услуг Исполнителем, принятие результата оказания услуг и оплата Заказчиком осуществляется на условиях, в порядке и в сроки, определяемые Сторонами в настоящем контракте и приложениях к нему.
Таким образом, вопреки доводам Заявителя сбор отходов включен в объект закупки.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) в медицинских организациях осуществляется обращение с медицинскими отходами (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
В соответствии с пунктом 159 СанПиН 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов, и содержать следующую информацию: "Отходы класса Б", обеззараженные, наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дата обеззараживания медицинских отходов.
Согласно ст.783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст.704 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Комиссия учитывает, что тара для сбора отходов не передается в собственность Заказчика, предоставляется во временное пользование Заказчику на период исполнения контракта, является товаром, используемым при оказании закупаемых в рамках оспариваемой закупки услуг.
Комиссия также отмечает, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком получены три коммерческих предложения, согласно которым потенциальные участники закупки готовы оказать услуги, соответствующие требованиям технического задания, в том числе предоставить необходимый товар для оказания данных услуг. Таким образом, стоимость использования данного товара включена Заказчиком в начальную (максимальную) цену контракта.
Более того, подателем жалобы не доказано, каким образом установленное Заказчиком требование ограничивает количество возможных участников закупки, препятствует подаче заявки на участие в аукционе самим Заявителем.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не выявлено, рассматриваемый довод жалобы признан необоснованным.
В соответствии с техническим заданием, качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям установленным в том числе Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 3 "Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.161 упомянутого СаНПин, обращение с медицинскими отходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями настоящей главы Санитарных правил.
Пунктом 200 СаНПиН 2.1.3684-21 предусмотрены следующие способы и методы обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов:
- физический метод обеззараживания, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
- химический метод обеззараживания, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
- термическое уничтожение медицинских отходов осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях) или централизованным способом (мусоросжигательный завод).
Заказчиком в таблице N1 технического задания предусмотрена необходимость сжигания медицинских отходов класса "Г". Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данный метод обеззараживания или обезвреживания медицинских отходов нормами установленного Заказчиком СаНПиН не предусмотрен.
Более того, санитарными нормами не предусмотрена обязанность применения конкретного способа или метода обеззараживания или обезвреживания медицинских отходов того или иного класса. Следовательно, метод обезвреживания может быть выбран Исполнителем самостоятельно с учетом производственных и технологических возможностей предприятия, при соблюдении требований санитарного законодательства и требований в области охраны окружающей среды.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 14.12.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 4 заявки. ООО "Центр управления медицинскими отходами" также подана заявка на участие в оспариваемой закупке. Следовательно, участнику были понятны требования аукционной документации, с данными требованиями Общество согласно. Все участники допущены к участию в закупке.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15.12.2021 г. снижение составило более 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 г. заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
С учетом п.3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" на действия ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г") (изв. N 0356100001421000121) обоснованной в части довода относительно нарушений требований Закона о закупках при установлении требований к способу обеззараживания отходов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021