Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, утилизации, обезвреживанию биологических и медицинских отходов класса "Б" (изв. N 0356100001421000126),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100001421000126 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по вывозу, утилизации, обезвреживанию биологических и медицинских отходов класса "Б".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.12.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 963 120,90 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.12.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение требований Закона о закупках в рамках одного аукциона закупаются несвязанные товары и услуги, что влечет ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с п.4 раздела 5 информационной карты аукционной документации подробное описание объекта закупки указано в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно техническому заданию Заказчиком закупаются услуги по вывозу, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б".
В соответствии с техническим заданием, Исполнитель обязуется:
- Ежедневно забирать отходы вместе с контейнерами (пересыпка отходов из контейнера не производится на площадке для сбора и временного хранения отходов на территории Заказчика) и представлять Заказчику бесплатно новые контейнеры и пакеты соответствующего цвета в количестве, соответствующим отгруженным. Контейнеры и пакеты должны соответствовать характеристике и требованиям, указанным в техническом задании. Предоставлять другие многоразовые оборотные продезинфицированные контейнеры 50 л и 120 л.
- Проводить дезинфекцию контейнеров после каждого удаления отходов.
- Обеспечить Заказчика внутрикорпусными контейнерами, предназначенными для ручной загрузки и выгрузки медицинских отходов на территории Заказчика, сертифицированными пакетами и емкостями для организации сбора и хранения медицинских отходов, в соответствии с нормативом:
- мягкая и жесткая тара в соответствии с таблицей N 3 технического задания;
- контейнер внутрикорпусный - 120 л в количестве 5 штук;
- контейнер внутрикорпусный - 50 л в количестве 3 штук;
- емкости объемом 1, 3, 6 и 10 л из расчета 1 л на каждые 2 кг принятых на обезвреживание отходов;
- пакеты 600х1000 мм - 1 ед. на каждые 5 кг принятых на обезвреживание отходов;
- пакеты 500х600 мм - 1 ед. на каждые 2 кг принятых на обезвреживание отходов.
В таблице N3 технического задания указаны требования к инвентарю для сбора отходов, принимаемых к удалению.
Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) в медицинских организациях осуществляется обращение с медицинскими отходами (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 157 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
В соответствии с пунктом 159 СанПиН 2.1.3684-21 после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, медицинские отходы классов Б собираются хозяйствующим субъектом, осуществляющим обращение медицинских отходов, в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного, которая должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов, и содержать следующую информацию: "Отходы класса Б", обеззараженные, наименование организации и ее адрес в пределах места нахождения, дата обеззараживания медицинских отходов.
Согласно ст.783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст.704 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Комиссия учитывает, что тара для сбора отходов не передается в собственность Заказчика, предоставляется во временное пользование Заказчику на период исполнения контракта, является товаром, используемым при оказании закупаемых в рамках оспариваемой закупки услуг.
Комиссия также отмечает, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком получены три коммерческих предложения, согласно которым потенциальные участники закупки готовы оказать услуги, соответствующие требованиям технического задания, в том числе предоставить необходимый товар для оказания данных услуг. Таким образом, стоимость использования данного товара включена Заказчиком в начальную (максимальную) цену контракта.
Более того, подателем жалобы не доказано, каким образом установленное Заказчиком требование ограничивает количество возможных участников закупки, препятствует подаче заявки на участие в аукционе самим Заявителем.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не выявлено, рассматриваемый довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия также принимает во внимание, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 14.12.2021 г. на участие в электронном аукционе подано 5 заявок. Все участники допущены к участию в закупке.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15.12.2021 г. снижение составило более 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 г. заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" на действия ФГБОУ ВО "Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера" Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (медицинских классов "Г") (изв. N 0356100001421000126) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2021