Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - Е.В. Куштысевой, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - Администрации г.Ужура Ужурского района Красноярского края (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытый конкурс в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству центрального парка города Ужура в 2022 году" (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300045321000072, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика при проведении открытого конкурса (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи. Заказчик, податель жалобы своих представителей не направили.
Из содержания жалобы следует, что заказчик установил требование о предоставлении документов подтверждающих опыт выполнения работ в качестве генерального подрядчика за последние 3 года, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, подробно изложив свою позицию в пояснениях, представленных до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытый конкурс в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству центрального парка города Ужура в 2022 году" (извещение N 0119300045321000072 от 21.11.2021).
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Требования к описанию объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований (в том числе правил и ограничений) законодательством о контрактной системе не предусмотрено. При этом указанная статья Закона о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании требующейся услуги заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного или муниципального контракта и исходя из соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Как указано в пунктах 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии;
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 5.1 Информационной карты "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев" Информационной карты установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", иными нормами и правилами Российской Федерации обязательными к применению.
Для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии оценки, суммарная значимость которых составляет 100,00%:
1. Стоимостные критерии оценки:
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги = 60.00%
2. Нестоимостные критерии оценки:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации = 40%
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" = 100%.
Приложением N 3 "Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" указано, что нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 40 %, коэффициент значимости критерия - 0,4:
2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема";
2.2 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами";
2.3 "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ".
2. Нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
2.1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" значимость показателя - 50 %, коэффициент значимости показателя - 0,5. Предметом оценки по данному показателю является: количество договоров (контрактов).
Сведения о наличии у участника предмета оценки подтверждаются: копиями исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ или оказание услуг по благоустройству общественных территорий или улиц или площадей или аллей или скверов или створов или парков или набережных или общественных пространств или территорий после сноса временных сооружений, стоимостью каждого исполненного в срок договора (контракта) не менее 3 000 000,00 рублей за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с приложением документов, подтверждающих исполнение договоров (контрактов). Документы (в подтверждение показателей/критериев) представляются в полном объеме со всеми приложениями, дополнениями, изменениями.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждаются документально в составе заявки на участие в конкурсе
Указанные выше положения конкурсной документации установлены в соответствии с требованиями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, законодательством о контрактной системе при установлений критериев оценки в части предоставления опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема не установлен минимальный/максимальный срок договора (контракта) предоставляемых в качестве подтверждения опыта.
Податель жалобы утверждает что заказчик при установлении нестоймостного критерия оценки заявок, а именно "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" должен был руководствоваться положениями Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Однако комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не применяется к открытым конкурсам в электронной форме.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости.
В связи с этим, а также в связи с тем обстоятельством, что отсутствие указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения заявки, установленное в закупочной документации требование о предоставлении в составе заявки рассматриваемых документов не влечет ограничение количества участников, допущенных к участию в конкурсе, и соответственно не является требованием, ограничивающим конкуренцию.
На основании изложенного включение в конкурсную документацию требования о предоставлении в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ или оказание услуг по благоустройству общественных территорий или улиц или площадей или аллей или скверов или створов или парков или набережных или общественных пространств или территорий после сноса временных сооружений, стоимостью каждого исполненного в срок договора (контракта) не менее 3 000 000,00 рублей за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме с приложением документов, подтверждающих исполнение договоров (контрактов), не является нарушением Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 декабря 2021 г. N 024/06/105-3143/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021