Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, специалист - эксперт М.А. Романцова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100025321000045, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир-24" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100025321000045.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В назначенное время рассмотрения 17.12.2021 в 15 часов 00 минут и после объявленного перерыва 20.12.2021 в 11 часов 45 минут к интернет - видеоконференции подключились представитель подателя жалобы Малахов К.О. (на основании доверенности), представитель заказчика Лоскутова Т.Ю. (на основании доверенности).
Доводами подателя жалобы являются:
1. заказчиком незаконно, по мнению подателя жалобы, не включено в документацию положение о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности;
2. заказчиком незаконно, по мнению подателя жалобы, установлено в аукционной документации требование о согласовании с ним охранной организацией работников, которые будут задействованы в охране объектов заказчика;
3. заказчик необоснованно, по мнению подателя жалобы, установил требование о наличии медицинской книжки у сотрудников охранной организации.
Заказчиком были представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует, что аукционная документация составлена в соответствии с действующим законодательством.
Относительно первого довода, Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
Из анализа аукционной документации следует, что заказчиком установлено, требование к составу второй части заявки, которая должна содержать соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- на основании статьи 12 закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимо предоставить копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности установленного образца (Закон РФ от 11.03.92 N 2487-I в редакции от 27.12.2019 N 478-ФЗ) с перечнем обязательных разрешенных видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан,
2) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий,
3) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности.
Вместе с тем, с 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм, заказчиком не установлена возможность в аукционной документации предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участнику закупки. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, заказчик нарушил требования положений Закона о контрактной системе. Устанавливая требование о возможности подтвердить свое соответствие аукционной документации только путем предоставления копии лицензии, происходит нарушение права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям аукционной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушены требования положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является обоснованным.
Относительно второго довода подателя жалобы, Комиссия установила следующее.
Согласно Приложению N 2 "Описание объекта закупки (Техническое задание)" к аукционной документации пункт 4.3.7 содержит требование о том, что кандидатуры дежурных сотрудников охраны исполнителя на объектах охраны, системы охраны и иные вопросы должны решаться исполнителем по согласованию с заказчиком.
Комиссия отмечает, что согласно статье 11.1 Закона РФ лицо, имеющее правовой статус частного охранника является лицом, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Таким образом, установление требования заказчика о согласовании кандидатуры дежурного сотрудника охраны не обязательно. При этом, Комиссия, не находит в данном положении нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы является необоснованным.
Относительно третьего довода, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Как установлено частью 1 статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Анализ аукционной документации позволил установить, что объектом закупки являются оказание услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Кроме того, по результатам проведенного Комиссией анализа аукционной документации, Комиссия установила, что в описании объекта закупки установлено требование о наличии медицинской книжки, если ее наличие является обязательным для сотрудника охраны согласно действующего законодательства.
Правовую основу частной охранной деятельности составляет, в том числе Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 2 указанного закона).
Согласно пункту 4 статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 лица, не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.
Из последнего абзаца статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 следует, что перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 300 утвержден перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, в который включены следующие заболевания: Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и 0,2 на другом глазу или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом.
Приказом Минздрава России от 26.11.2020 N 1252н утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.
Из указанного порядка следует, медицинское освидетельствование включает в себя осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования в следующем объеме:
осмотр врачом-офтальмологом;
осмотр врачом-психиатром;
осмотр врачом-психиатром-наркологом;
химико-токсикологические исследования;
лабораторные исследования крови и (или) мочи в целях диагностики употребления алкоголя (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, препятствующего исполнению обязанностей частного охранника).
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду в Российской Федерации направлен Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С целью реализации норм, установленных указанным Федеральным законом, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был издан приказ от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402).
Из системного толкования положений статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ и положений приказа N 402 следует, что работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, надлежит иметь медицинские книжки, выданные по форме, установленной указанным приказом центрами гигиены и эпидемиологии, в которых отражаются сведения о результатах медицинских обследований.
Проанализировав форму медицинской книжки, утвержденную приказом N 402, Комиссия установила, что в нее подлежат включению, в том числе отметки о профилактических прививках, результаты обследования на туберкулез, исследований на носительство возбудителей кишечных инфекционных на гельминтозы, исследований на носительство возбудителей дифтерии и патогенного стафилококка.
Таким образом, Комиссия установила, что для выполнения работы в организациях, в которых осуществляется, в том числе деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей, необходимо пройти существенно отличающееся медицинское обследование, чем то медицинское обследование, которое подлежит прохождению с целью реализации требований, установленных Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Иными словами данные виды медицинских обследований направлены на установления фактов отсутствия различных заболеваний, что в рассматриваемом случае имеет принципиальное значение.
Кроме того, приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" утвержден профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций (далее - Стандарт).
Из системного анализа положений Стандарта Комиссия установила, что такой стандарт подлежит применению в деятельности частных охранных служб при оказании услуг охраны образовательных организаций. Условием допуска сотрудника охраны к работе является наличие у него личной медицинской книжки
Ввиду всего изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что учитывая назначение объекта, подлежащего охране в рамках контракта, заключаемого по результатам рассматриваемой закупки, сотруднику охранной организации надлежит пройти медицинское обследование не только обязательное в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", но и обязательное для работы на объектах, где осуществляется деятельность, связанная с воспитанием и обучением детей.
Комиссия отмечает, что требование о наличии медицинской книжки являются условием исполнения контракта, и не относится к требованиям к участнику закупки на момент проведения аукциона. При этом изложенное выше обосновывает потребность заказчика в закупке услуги, имеющей характеристики, установленные в аукционной документации в части необходимости, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие медицинскую книжку. Ввиду чего включение указанного условия в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является несостоятельным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир-24" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 7 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе. Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Передать материалы по жалобе ООО ЧОО "Илир-24" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Романцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2021 г. N 024/06/105-3141/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021