Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Рустепло" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Шушенский сельскохозяйственный колледж" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА-N-17902/21 "Поставка автоматизированной блочно-модульной котельной" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Рустепло" (далее - податель жалобы, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000121016816.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, назначенном на 15 декабря 2021 года в 16 часов 15 минут присутствовал представитель уполномоченного органа, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, заказчик, общество своих представителей не направили.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 16 часов 45 минут 16.12.2021 года. После перерыва на заседании Комиссии присутствовали представители уполномоченного органа, общества.
От уполномоченного органа до рассмотрения жалобы по существу поступили пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует, что аукционная документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе:
1) заказчиком установлено неисполнимое требование к закупаемому товару, а именно "кровля не может быть одновременно односкатной и двускатной", что ведет к ограничению количества участников закупки;
2) заказчиком в документации необоснованно установлено условие - "дальнейшая диспетчеризация котельной в течение гарантийного срока", что ограничивает конкуренцию и ведет к уменьшению количества участников закупки;
3) в документации об аукционе не содержится сведений о том, какой протяженностью должны быть монтируемые подрядчиком сети тепл- электро- и водоснабжения, что ведет к неопределенности ценового предложения для исполнителя.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА-N-17902/21 "Поставка автоматизированной блочно-модульной котельной", номер извещение 0119200000121016816.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей,
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
1) Согласно доводу подателя жалобы, в Инструкции по заполнению заявки (далее -Инструкция) указано, что в заявке необходимо оставить в неизменном виде словосочетание "одно, двухскатная". По мнению подателя жалобы, кровля может быть либо односкатной, либо двускатной и не может быть одновременно односкатной и двускатной.
Исходя из пояснений уполномоченного органа исполнение кровли может быть не только односкатной либо двускатной, а так же комбинированной. В данном случае заказчику требуется комбинированная крыша. Тип конструкции кровли "комбинированная" широко используется при устройстве модульных зданий и строительстве объектов. Конструктивное исполнение блочно-модульной котельной, с учетом размещения блоков, люков для загрузки угля, проходов, лестниц, площадок для обслуживания и т.д., позволяет выполнить комбинированную кровлю.
Комиссия установила, что в соответствии с условиями аукционной документации "Описание объекта закупки" (Приложение N 1) товаром является "автоматизированная блочно-модульная котельная", которая поставляется комплектом. Кровля входит в состав комплектации блочно-модульной котельной и не является самостоятельным товаром.
В соответствии с пунктом 9 раздела 2.1. "Требования к конструкции и комплектации" Описания объекта закупки, кровля должна быть одно, двухскатной, т.е. комбинированной.
Поскольку законодательством Российской Федерации о Техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о Стандартизация не установлено требований к терминологии в рассматриваемой области, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика и уполномоченного органа, которые поименовали показатель крыш, как "одно, двускатная" в документации электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что на участие в закупке поступило семь заявок. Согласно пояснениям заказчика, в составе заявок участники предоставили конкретные показатели товара, соответствующие условиям аукционной документации, в том числе относительно конструкции кровли, что так же подтверждает техническую возможность устройства кровли, которая является одновременно одно и двухскатной.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки. Соответственно данный довод является необоснованным.
2) Согласно доводу подателя жалобы, поставка товара и его дальнейшая диспетчеризация
функционально не связаны, в связи с чем, общество считает, что установленное требование о диспетчеризации котельной в течение гарантийного срока ограничивает конкуренцию и ведет к уменьшению количества участников закупки.
Согласно пояснениям заказчика, в соответствии с пунктом 15.2 раздела 15 "Особые условия", до окончания срока гарантии, исполнитель обеспечивает собственный удаленный круглосуточный диспетчерский контроль (во время отопительного периода). Учитывая социальную значимость объекта, данное требование обусловлено необходимостью контроля поставщиком за работой оборудования, включая системы автоматизации и диспетчеризации. Данные системы являются неотъемлемой частью технологического процесса котельной.
Комиссия установила, что исходя из Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) поставщик обеспечивает за свой счет, своими силами (или с привлечением третьих лиц) и средствами поставку блочно-модульной котельной, мощностью 0,9 МВт в комплекте, указанном в разделе 5 настоящего Технического задания. Заказчиком в единой информационной системе сформирован ответ на запрос разъяснений о возможности привлечения для выполнения удаленного круглосуточного диспетчерского контроля за котельной субподрядную организацию. Согласно описания объекта закупки, проекта контракта- привлечение субподрядных организаций исходя из ответа заказчика, возможно.
Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 15.2 раздела 15 Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) "Особые условия" заказчиком установлено требование к удаленному контролю, а именно "До окончания срока гарантии, исполнитель обеспечивает собственный удаленный круглосуточный диспетчерский контроль (во время отопительного периода). Диспетчер исполнителя в круглосуточном режиме обязан уведомлять ответственное лицо Заказчика об отклонениях в работе котельной, аварийных ситуациях и снижении остатка топлива в бункере ниже уровня, при котором обеспечивается работа котельной менее трех суток. После окончания гарантийного периода, исполнитель обязуется передать удаленный доступ к котельной, с описанием полевой сети и перечнем регистров технологического оборудования".
Кроме того, Комиссия проанализировала коммерческие предложения, послужившие обоснованием НМЦК, из которых следует, что в НМЦК, а соответственно и в предмет закупки включены услуги по диспетчеризации. Учитывая все вышеизложенное, тот факт, что диспетчеризации должна осуществляться в отношении котельной, являющейся предметом рассматриваемой закупки, Комиссия приходит к выводу о наличии функциональной взаимосвязи между такими товаром и услугой.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Соответственно данный довод является необоснованным.
3) Согласно доводу подателя жалобы, документация об аукционе не содержит сведений о
том, какой протяженностью должны быть монтируемые Подрядчиком сети тепло- электро- и водоснабжения для того, чтобы осуществить подключение котельной, в связи с чем участники закупки не в состоянии определить расходы на выполнение данных работ и, соответственно, не могут определить размер ценового предложения, что ведет к ограничению количества участников закупки.
Комиссия установила, что согласно Технического задания (Приложение N1 к проекту контракта) пунктов 12.1-12.3 раздела 12 "Требования к подключению котельной к инженерным сетям" установлено:
- 12.1 Электроснабжение: Обеспечить подключение котельной к сетям электроснабжения (протяженность не более 150 метров). Сечение кабеля, с учетом нагрузки электроприемников котельной;
- 12.2 Тепловые сети: Обеспечить подключение котельной к тепловым сетям потребителей. (протяженность не более 150 метров);
- 12.3 Сети водоснабжения: Обеспечить подключение котельной к сетям водоснабжения (протяженность не более 150 метров).
Согласно пояснениям заказчика поставщик самостоятельно, исходя из особенностей поставляемого и монтируемого, товара определяет протяженность данных сетей. При этом дополнительных требований к подключениям к сетям электроснабжения, тепловым сетям, к сетям водоснабжения, кроме характеристики "протяженность" у заказчика нет.
Комиссией отмечает, что при формировании Технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работ, услуг в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки, должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения аукционной документации в обжалуемой части не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также прав и законных интересов участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает данный довод подателя жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Рустепло" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
О.В. Рогова
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 декабря 2021 г. N 024/06/105-3134/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021