Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления Е.В. Куштысевой, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист - эксперт А.П. Безруких (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир-24" на действия заказчика - ФГБОУВО "Красноярский государственный аграрный университет" (далее - заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме "Оказание услуг охраны для нужд ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ", размещенного на электронной площадке АО "ЕЭТП" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319100025421000028, установила следующее.
Существо жалобы: составление документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено 17.12.2021 путем видеоконференцсвязи в присутствии представителей заказчика, подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 16 часов 45 минут 20.12.2021 года. После перерыва на заседании Комиссии также присутствовали представители подателя жалобы, заказчика.
Доводы жалобы:
- необоснованное не включение, по мнению подателя жалобы, в документацию положения о возможности подтверждения участниками закупки своих полномочий на осуществление частной охранной деятельности выпиской из реестра лицензий на частную охранную деятельность;
- заказчик незаконно установил в документации требование о подтверждении необходимого штата охранников, путем предоставления свидетельств о квалификации;
- заказчиком неправомерно установлено требование о принятии к оценке по критерию "опыт работы" договоров по охране только нежилых помещений, чем заказчик нарушил статью 54.3 Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, подробно изложив свою позицию в пояснениях представленных до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг охраны для нужд ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ", извещение N 0319100025421000028.
В соответствии с частью 3 статьей 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Относительно первого довода подателя жалобы Комиссией установлено следующее:
Из анализа аукционной документации следует, что заказчиком установлено, требование к предоставлению копий:
- лицензии на осуществление частной охранной деятельности, по видам услуг, в соответствии с частью третьей статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации":
Вместе с тем, с 01.01.2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), согласно которым с указанной даты наличие у хозяйствующего субъекта лицензии подтверждается записью в реестре лицензий, лицензия лицензиату в виде документа на бумажном носителе не выдается, в подтверждение наличия лицензии выдается выписка из соответствующего реестра лицензий.
Возможность предоставления в составе заявки выписки из реестра лицензий участнику закупки закупочной документацией не предоставляется. В связи с этим, установив в закупочной документации возможность подтверждения соответствия требованиям действующего законодательства только предоставлением копии лицензии, организатор закупки нарушил требования положений Закона о контрактной системе. Установив требование о возможности подтвердить свое соответствие аукционной документации только путем предоставления копии лицензии, нарушают права потенциального участника (имеющего выписку из реестра лицензий), отвечающего требованиям аукционной документации в части правоспособности оказывать данные услуги, принять участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является обоснованным.
Относительно второго довода подателя жалобы установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу пункта 27 Правил оценки Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 21 и 27 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из анализа конкурсной документации Комиссия установила, что в пункте 46 Конкурсной документации установлен критерий: "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Показатели критерия:
2.1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (далее - квалификация трудовых ресурсов).
Порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 55%.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,55.
Максимальная оценка по показателю -100 баллов.
Содержание критерия:
2.1.1. При оценке по данному показателю анализируется информация настоящего конкурса об обеспеченности участником закупки квалифицированными трудовыми ресурсами, а именно наличие штатных сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда.
2.1.2. Подтверждением наличия в штате участника конкурса сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда является предоставление участником настоящего конкурса следующих документов:
- копия штатного расписания и/или выписка из штатного расписания, заверенная печатью и подписью участника настоящего конкурса (1 экз.);
- копия удостоверения частного охранника - для каждого охранника;
- копия личной карточки охранника - для каждого охранника.
- копия свидетельства о присвоении квалификации частного охранника - для каждого охранника.
В целях достижения качественного и профессионального оказания услуг, заказчиком установлены требования по нестоимостным критериям, в рамках правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Комиссией установлено, что в пункте 2.1.3 документации о закупке заказчиком установлен показатель "Квалификация трудовых ресурсов. Наличие штатных сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда", а в п. 2.1.2 требования к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки. Заказчик действовал в рамках установленных Правил оценки.
Однако, обоснования необходимости наличия штатных сотрудников (охранников) не ниже 4-го квалификационного разряда заказчиком не установлено.
Относительно третьего довода жалобы, Комиссией из анализа конкурсной документации что в пункте 46 Конкурсной документации указаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по опыту участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (далее - опыт участника)
Порядок оценки:
Значимость показателя критерия - 45%.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,45.
Максимальная оценка по показателю -100 баллов.
Содержание критерия: При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному оказанию услуг в области охраны административных зданий, с подтверждающими документами. По указанному показателю оценивается предложение участника закупки об объемах (суммарный объем оказанных услуг, исчисляемых в рублях) по государственным или муниципальным контрактам, заключенным и успешно исполненным участником закупки по результатам проведенных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании сведений, предоставленных в заявке участника конкурса.
Комиссия установила, что исходя из предмета закупки "Оказание услуг охраны для нужд ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ" и конкурсной документации, опыт работы подтверждается участниками закупок, путем предоставлению в составе заявки копий исполненных договоров по охране именно административных зданий.
Оказание услуг охраны является лицензируемым видом деятельности.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об охране) устанавливает следующие виды охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 соответствующей части рассматриваемой нормы;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 названного Закона.
Разделение видов охранных услуг в зависимости от объекта охраны Закон об охране не осуществляет. Из Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498, также не следует, что требования к соискателям лицензии, лицензионные требования к охранным организациям зависят от вида, типа, отрасли, назначения, вида деятельности и т.п. охраняемого объекта.
Действующее законодательство не устанавливает дополнительных требований к услугам охраны в зависимости от вида охраняемых объектов, не определяет исключительность охраны нежилых помещений. Следовательно, лицо, имеющее лицензию на оказание охранных услуг, имеет право охранять любые объекты, право на охрану которых предоставлено Законом об охране и лицензией.
Заказчик не привел аргументов, свидетельствующих, что охранные услуги административных зданий имеют отличие от охранных услуг зданий и сооружений иного целевого/функционального назначения и опыт охранной организации, полученный при оказании охранных услуг таких зданий и сооружений, не может быть применен и не позволит ей должным образом исполнить обязательства по договору оказания охранных услуг административных зданий.
Лица, оказывающие услуги охраны одного вида (из указанных в статье 3 Закона об охране), действуют на одном товарном рынке вне зависимости от типа охраняемых объектов, т.е. являются конкурентами. Установив рассматриваемое условие, заказчик искусственно, в отсутствие на то оснований, ограничил возможность охранных организаций, охранявших иные, не указанные в закупочной документации объекты, быть признанными победителем закупки, т.е. ограничил конкурентоспособность таких участников закупки при проведении закупки, и как следствие, ограничил конкуренцию в отсутствие на то объективных причин и правовых оснований.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения конкурсной документации в обжалуемой части противоречат требованиям статьи 53.4 Закона о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает данный довод подателя жалобы обоснованным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ЧОО "Илир - 24" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кирилова
А.П. Безруких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2021 г. N 024/06/105-3179/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021