Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" на действия заказчика - ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по охране нежилых помещений" (далее - конкурс), размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819100000821000059., установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика при проведении открытого конкурса (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено 17.12.2021 путем видеоконференцсвязи в присутствии представителей заказчика, подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 14 часов 20 минут 20.12.2021 года. После перерыва на заседании Комиссии также присутствовали представители подателя жалобы, заказчика.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование о принятии к оценке по критерию "опыт работы" договоров по охране только нежилых помещений, чем заказчик нарушил статью 54.3 Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, подробно изложив свою позицию в пояснениях представленных до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по охране нежилых помещений", извещение N 0819100000821000059.
В соответствии с частью 3 статьей 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Согласно пункта 10 Правила оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 11 Правила оценки, в том числе, указано следующее:
- для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
- для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
- сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
- значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к закупаемым товарам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В силу пункта 27 Правил оценки Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 21 и 27 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из анализа конкурсной документации Комиссия установила, что в пункте 41 Конкурсной документации указаны Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости:
1. квалификация участника конкурса 60%;
2. цена контракта 40%.
Пунктом 43 Конкурсной документации заказчиком установлены следующие показатели по критерию "квалификация участника конкурса":
Квалификация участника конкурса (С) |
Количество баллов по показателю |
1. Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг по охране нежилых помещений (копии соответствующих государственных контрактов (договоров), заключенных и надлежаще исполненных участником конкурса в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями к ним, копии актов выполненных работ по данным контрактам (договорам)) (С1). 1.Шкала величин значимости оценки по показателю: менее 5 контрактов (договоров) - 0 баллов; 5-9 контракта (договора) - 5 баллов; 10-14 контракта (договора) - 10 баллов; 15 контрактов (договоров) и более - 20 баллов. |
от 0 до 20 баллов |
2. Деловая репутация участника конкурса (благодарственные письма, отзывы заказчиков, сертификаты качества, дипломы и грамоты от государственных и муниципальных заказчиков за оказание услуг по охране нежилых помещений в течение 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе) (С2). Шкала величин значимости оценки по показателю: менее 5 документов - 0 баллов; 5-10 документов - 10 баллов; 10-14 документов - 20 баллов; 15 документов и более - 30 баллов. |
от 0 до 30 баллов |
3. Опыт работы участника конкурса в области оказания услуг по охране нежилых помещений(С3) Шкала величин значимости оценки по показателю: Менее 5 лет - 0 баллов; 5-14 лет - 10 баллов; 15-24 лет - 25 баллов; более 25 лет - 50 баллов. |
от 0 до 50 баллов |
Комиссия установила, что исходя из предмета закупки "Оказание услуг по охране нежилых помещений" и конкурсной документации, опыт работы подтверждается участниками закупок, путем предоставлению в составе заявки копий исполненных договоров по охране именно не жилых объектов.
Оказание услуг охраны является лицензируемым видом деятельности.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об охране) устанавливает следующие виды охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 соответствующей части рассматриваемой нормы;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 названного Закона.
Разделение видов охранных услуг в зависимости от объекта охраны Закон об охране не осуществляет. Из Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498, также не следует, что требования к соискателям лицензии, лицензионные требования к охранным организациям зависят от вида, типа, отрасли, назначения, вида деятельности и т.п. охраняемого объекта.
Действующее законодательство не устанавливает дополнительных требований к услугам охраны в зависимости от вида охраняемых объектов, не определяет исключительность охраны нежилых помещений. Следовательно, лицо, имеющее лицензию на оказание охранных услуг, имеет право охранять любые объекты, право на охрану которых предоставлено Законом об охране и лицензией.
Заказчик не привел аргументов, свидетельствующих, что охранные услуги нежилых помещений имеют отличие от охранных услуг зданий и сооружений иного целевого/функционального назначения и опыт охранной организации, полученный при оказании охранных услуг таких зданий и сооружений, не может быть применен и не позволит ей должным образом исполнить обязательства по договору оказания охранных услуг нежилых помещений.
Лица, оказывающие услуги охраны одного вида (из указанных в статье 3 Закона об охране), действуют на одном товарном рынке вне зависимости от типа охраняемых объектов, т.е. являются конкурентами. Установив рассматриваемое условие, заказчик искусственно, в отсутствие на то оснований, ограничил возможность охранных организаций, охранявших иные, не указанные в закупочной документации объекты, быть признанными победителем закупки, то есть ограничил конкурентоспособность таких участников закупки при проведении закупки, и как следствие, ограничил конкуренцию в отсутствие на то объективных причин и правовых оснований.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что положения конкурсной документации в обжалуемой части противоречат требованиям статьи 53.4 Закона о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает данный довод подателя жалобы обоснованным.
В рамках внеплановой проверки комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частной охранной деятельностью могут заниматься только такие организации, которые были специально учреждены для их выполнения и которые имеют лицензию, выданную органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" выделяются 7 видов охранных услуг. Для каждого из них установлены дополнительные лицензионные требования, которые изложены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Комиссия установила, что в пункте 26 конкурсной документации "Единые требования к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ_", а так же в требованиях ко второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (пункт 27 конкурсной документации) заказчиком не установлено требование о предоставлении копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, чем заказчик нарушил пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают положения статьи 31 Закона о контрактной системе.
Проанализировав содержание конкурсной документации, Комиссия установила следующее:
В соответствии с Пунктом 43 Конкурсной документации заказчиком установлены показатели по критерию "квалификация участника конкурса", а именно в пункте 1 заказчиком для подтверждения опыта участника конкурса по успешному оказанию услуг по охране нежилых помещений запрашиваются копии только государственных контрактов.
Установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Данное требование заказчика существенно ограничивает круг потенциальных участников конкурса.
При этом заказчик не приводит надлежащих подтверждений и аргументов, обуславливающих необходимость подтверждения опыта участника конкурса по успешному оказанию услуг по охране нежилых помещений только государственными контрактами. Таким образом Комиссия приходит к выводу о наличии нарушений статьи 53.4 Закона о контрактной системе в действиях заказчика.
Комиссия, изучив конкурсную документацию отмечает, что заказчик, указав в Квалификации участника конкурса Показатель N3 "Опыт работы участника конкурса в области оказания услуг по охране нежилых помещений", не конкретизировал, каким образом участники конкурса обязаны подтвердить данный опыт, а также, на основании каких подтверждающих документов, участникам конкурса необходимо рассчитать данный опыт в области оказания услуг по охране нежилых помещений в количестве проработанных лет. Комиссия пришла к выводу о том, что положения конкурсной документации противоречат требованиям статьи 53.4 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная
организация "Илир" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 54.3 Закона о контрактной
системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной
системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Куштысева
Члены Комиссии А.А. Кирилова
О.В. Рогова
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2021 г. N 024/06/105-3147/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021