Дата оглашения решения: 15 декабря 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 20 декабря 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Притумановой Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" (далее - Заказчик): Соколовой Ольги Владимировны (доверенность от 10.11.2021), Забалуева Евгения Владимировича (доверенность от 10.11.2021),
ООО "Дельрус-Кострома": Михайловой Майи Анатольевны (доверенность от 05.10.2021),
в отсутствие представителей ООО "АПЕКС" (далее - Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),
рассмотрев жалобу ООО "АПЕКС" на действия ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) для нужд ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0133200001721003761), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
08.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "АПЕКС" на действия ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) для нужд ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0133200001721003761).
Согласно первому доводу жалобы обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть составлено с учетом особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком".
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании указанного выше, ввиду того, что рассмотрение первого довода жалобы не входит в компетенцию Ивановского УФАС России, письмом Ивановского УФАС России N07-15/5059 от 10.12.2021 жалоба ООО "АПЕКС" была направлена по подведомственности в Службу государственного финансового контроля Ивановской области.
В соответствии со вторым доводом жалобы сроки исполнения контракта для обеих сторон (для Заказчика и поставщика) являются заведомо неисполнимыми до окончания срока его исполнения. Средний срок поставки товара и оказание сопутствующих услуг по оборудованию подобного класса составляет 60 дней. Условия контракта заведомо ставят поставщика в условия потенциального нарушителя, обязанного уплатить неустойку в виде пени и штрафа, т.к. не оставляют люфта для осуществления процедуры сдачи-приемки, даже если предмет поставки будет находиться у поставщика, в случае его закупки заблаговременно. Заказчик не мог установить сроки оплаты за пределами лимитов бюджетных обязательств, подобные действия нарушают права участников закупки, так как позволяют манипулировать оплатой контракта и в случае, если Заказчик не оплатит контракт до 31.12.2021, то бюджетные обязательства прекратятся, субсидия будет возвращена в бюджет, как неиспользованные средства и оплату Поставщик сможет получить только через суд, иного источника финансирования в документации о закупке не установлено, а требовать оплату ранее 27.01.2022 у Поставщика отсутствуют основания исходя из условий контракта.
15.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили дополнения к жалобе ООО "АПЕКС". Согласно указанным дополнениям Заказчик установил требования к закупке, при которых подходит практически любой УЗИ сканер, присутствующий на рынке, но на электронном аукционе совершенно отсутствовала конкуренция между участниками, так как единственным участником закупки было ООО "Дельрус-Кострома", которое на протяжении длительного времени доказывало в Ивановском УФАС России, что подобные условия контракта не позволяют ей стать участником закупок на поставку УЗИ аппаратов в Ивановской области и после беспрецедентного давления подаваемыми жалобами на заказчиков Ивановской области, в том числе и на ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница", ООО "Дельрус-Кострома" не побоялось принять на себя действительно неисполнимые условия контракта, что может свидетельствовать о явных договоренностях по приемке оборудования между Заказчиком и ООО "Дельрус-Кострома".
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было. Контракт может быть заключен 25.12.2021. Ввиду особой важности для Заказчика в приобретаемом оборудовании, Заказчик заинтересован в проведении качественной приемки оборудования в оперативном порядке. Соответственно, приемка оборудования может быть осуществлена 28.12.2021. Ввод оборудования в эксплуатацию также может быть осуществлен 28.12.2021. Сроки, указанные в проекте контракта документации о закупке, предусматривают максимальный предел, но не являются минимальными. Оплата будет произведена до 31.12.2021. Срок "в течение не более 30 дней", указанный в проекте контракта документации о закупке, является предельным, после нарушения которого Поставщиком могут быть применены штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств по оплате товара. Несколько поставщиков АО "НПО "Сканер", ООО "Регион-Сервис", ООО "Медград" согласились произвести поставку до 27.12.2021, предложив оборудование российского производства, на поставку которого не потребуется проведение дополнительных мероприятий по ввозу на территорию РФ товара, проведению таможенных операций. Требований к минимальным срокам поставки товара действующее законодательство не содержит. Приобретение системы ультразвуковой визуализации универсальной в срок до 31.12.2021 предусмотрено Региональной программой модернизации первичного звена здравоохранения Ивановской области на 2021 - 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 15.12.2020 N626-п.
В ходе заседания Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика просил выдать предписание об аннулировании электронного аукциона, если решение Ивановского УФАС России будет не в пользу ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница", поскольку у него не будет возможности произвести оплату в 2022 году, деньги будут отозваны.
ООО "Дельрус-Кострома" в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что с учетом сроков, установленных Законом о контрактной системе, контракт может быть заключен 27.12.2021. У ООО "Дельрус-Кострома" имеется возможность осуществить поставку товара и оказать предусмотренные контрактом услуги до окончания срока действия контракта, так как предлагаемый им товар является товаром российского происхождения и имеется в наличии на складе производителя. Согласно письму АО "НПО "Сканер" N950/2021 от 14.12.2021 производитель оборудования гарантирует поставку 2 аппаратов РуСкан 60 в срок до 27.12.2021. Сроки, указанные в проекте контракта документации о закупке, предусматривают их максимальный предел. При условии поставки товара российского происхождения, условия, установленные Заказчиком, не являются неисполнимыми. Лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные в данном случае на 2021 год, не могут быть перенесены на следующий год. Заказчик имеет право произвести оплату за поставленное оборудование и оказанные услуги незамедлительно, после подписания соответствующих актов.
Кроме того, Заявитель не является участником закупки. Обществом не представлено доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования к поставляемому товару, а также условия исполнения контракта, необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, ввиду чего, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Заявителем не предоставлена информация по срокам поставки оборудования, предполагаемого к поставке, информация по срокам логистики и т.д., не представлены иные доказательства, подтверждающие неразумность сроков исполнения обязательств.
Рассмотрев представленные ООО "АПЕКС", ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница", ООО "Дельрус-Кострома" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
01.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721003761 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) для нужд ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 10 647 764 руб. 80 коп.;
- дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2021 08:00;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 10.12.2021;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 13.12.2021;
- согласно протоколу N0133200001721003761-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.12.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки от участников закупки, оба участника закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона;
- на основании протокола проведения электронного аукциона от 13.12.2021 ценовое предложение было подано только одним участником закупки и составило 10 594 525 руб. 98 коп.;
- согласно протоколу N0133200001721003761-3 подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 заявка участника закупки ООО "Дельрус-Кострома" была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.
С учетом сроков проведения электронного аукциона, контракт по результатам проведения закупки может быть заключен не ранее 25.12.2021.
Между тем, согласно п. 5.1 проекта контракта документации о закупке поставка осуществляется Поставщиком с даты заключения контракта по 27 декабря 2021 года. Прием товара на склад Заказчика осуществляется в рабочие дни, с 9 ч. 00 мин. до 14 ч. 00 мин. по московскому времени. По согласованию с Заказчиком возможна досрочная поставка товара.
П. 6.1, 6.3 проекта контракта документации о закупке предусмотрено, что приемка поставленного оборудования осуществляется в ходе передачи оборудования Заказчику в месте доставки, ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 09 - 00 до 14-00. По факту приемки оборудования Поставщик и Заказчик подписывают Акт приема-передачи Оборудования. Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных п. 5.3 контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи оборудования или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
На основании п. 7.2, 7.8 проекта контракта документации о закупке приемка оказанных услуг осуществляется по факту их оказания, о чем Поставщик и Заказчик подписывают Акт ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов. Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня получения от Поставщика Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов направляет Поставщику подписанный Акт ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
В соответствии с п. 9.2, 9.5 проекта контракта документации о закупке оплата по контракту осуществляется после исполнения обязательств Поставщиком по поставке оборудования и оказанию услуг. Оплата по контракту осуществляется по факту поставки оборудования, предусмотренного Спецификацией, и оказания услуг в течение не более 30 дней с даты подписания Заказчиком Акта ввода в эксплуатацию медицинского оборудования и при наличии документов, предусмотренных п. 9.3 контракта.
Проанализировав указанные положения, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что исполнение контракта, с учетом максимальных сроков его исполнения, завершится в 2022 году, что с учетом необходимости оплаты Заказчиком поставленного товара в 2021 году, свидетельствует о незаконности установленных сроков. Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих возможность исполнения всех обязательств по контракту в установленный срок. Относительно писем АО "НИПК "Электрон", АО "НПО "Сканер", ООО "Регион-Сервис", ООО "Медград", ООО "Дельрус-Кострома", датированных 24.11.2021, 26.11.2021, 29.11.2021, 10.12.2021, представленных Заказчиком, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что в указанных письмах отсутствует срок, в течение которого указанные лица готовы осуществить поставку, при условии ее осуществления до 27.12.2021.
С учетом сроков заключения контракта, поставки, приемки, ввода в эксплуатацию оборудования, его оплаты, Комиссия Ивановского УФАС России, полагает, что Заказчиком был установлен необоснованно короткий срок исполнения обязательств по контракту, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АПЕКС" на действия ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) для нужд ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" (извещение 0133200001721003761) обоснованной в части второго довода жалобы.
2. Установить в действиях ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Парфенова
_______________________________ Ю.К. Притуманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 декабря 2021 г. N 037/06/33-725/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021