Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя управления - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
- представителей ООО "Строительное управление - 43", по доверенности;
- представителей МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Строительное управление - 43",
У С Т А Н О В И Л А:
10.12.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительное управление-43" на действия Заказчика - МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Киров" (извещение 0340200003321013939).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации, поскольку порядок оценки заявок участников по показателям 2.1 и 2.2 Критерия N 2 "Квалификация участников закупки" установлен ненадлежащим образом, создает определенному участнику преимущественные условия для участия в конкурсе. Заявитель считает неправомерным одновременное установление минимального и максимального значения показателей. Также указывает, что по данным показателям невозможно определить какие именно документы, подтверждающие исполнение контракта (договора) за весь период работ, будут оцениваться Конкурсной комиссией.
Сообщает, что оцениваются исключительно контракты (договоры), которые заключены и исполнены участником закупки за период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявок, а также которые заключены в соответствии с Законом о контрактной системе, и не оцениваются договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Указывает, что установление в конкурсной документации положения о предоставлении копий контрактов (договоров) со всеми приложениями к ним является излишним.
Отмечает, что в п. 3 раздела 1 Инструкции по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлено, что при осуществлении закупки товара или закупки на выполнение работ товар используется, а не поставляется. При указании товарного знака (при наличии) предлагаемого (используемого) товара при поставке (выполнении работ, оказании услуг) использование терминов "или эквивалент"/ "эквивалент" не допускается. При этом согласно п. 9 товаров (материалов), используемых при выполнении работ, Технического задания к ленте стыковочной указана характеристика: битумно-полимерная стыковочная лента ширина 50 мм, толщина 5 мм или эквивалент. Таким образом, данное положение противоречит Законау о контрактной системе, поскольку от участников закупки нельзя требовать предоставить в первых частях заявок конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 16.12.2021 года, откладывалось на 17.12.2021 г.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России:
Представители Заявителя поддержали доводы жалобы.
Представитель Уполномоченного учреждения 16.12.2021 г. пояснил, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. По доводам жалобы пояснил, что в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию. 13.12.2021 г. в раздел "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме" внесены изменения, продлен срок подачи заявок до 29.12.2021 г. Уполномоченным учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представители Заказчика пояснили, что предметом закупки являются работы по ремонту линейного объекта капитального строительства в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402, в связи с чем применялся п. 27 Постановления Правительства N 1085, установлены предельные величины значимости каждого критерия. При этом по первому и второму показателю критерия "Квалификация участников закупки" оценка участников осуществляется в соответствии с п. 23 Порядка. Установленные показатели критерия дают возможность рассмотрения заявок потенциальных участников, не учитывая субъективное мнение членов комиссии, решение о подсчёте баллов осуществляется исходя из математической пропорции одного показателя к другому, что дает равные права всем участникам закупки исходя из их опыта, наличия финансовых ресурсов, материально-технического оснащения. Для оценки по первому и второму показателю критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком учитываются исполненные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог с приложением подписанных актов выполненных работ.
Сообщают, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Указывают, что порядок оценки по первому и второму показателю критерия "Квалификация участников закупки" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.11.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321013939 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Киров", закупка размещена Уполномоченным учреждением - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок". Начальная (максимальная) цена контракта - 606 461 458,06 руб. Данная закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги".
Решением от 13.12.2021 г. N 1133, размещенным в ЕИС 14.12.2021 г., Уполномоченным учреждением внесены изменения в раздел "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме", срок подачи заявок, дата и время окончания срока подачи заявок (с учетом вносимых изменений): 29.12.2021 г. в 10 ч. 00 мин. (по московскому времени).
Относительно довода о необоснованном требовании предоставить в первых частях заявок конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, установлено следующее.
Решением от 13.12.2021 г. N 1133, Уполномоченным учреждением внесены изменения в п.п. 3 п. 1.1 раздела 1 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме".
При рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что требования п. 9 товаров (материалов), используемых при выполнении работ, Технического задания определяют необходимость использования при выполнении работ битумно-полимерной стыковочной ленты шириной 50 мм, толщиной 5 мм или ее эквивалента. При этом от участников открытого конкурса в электронной форме не требуется указывать в заявке конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно довода об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников по показателям 2.1 и 2.2 Критерия N 2 "Квалификация участников закупки", установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, документация содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 3акона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно п. 2 приложения Правил установлены предельные величины значимости критериев оценки - работ, услуг за исключением отдельных видов работ, услуг - "минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)" - 60 %; "максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)" - 40%.
Таким образом, Заказчиком исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 11 Правил: установлена значимость "нестоимостного критерия" в размере 40%.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно Приложению к Информационной карте Конкурсной документации установлены следующие критерии:
N п/п |
Критерии |
Значимость критерия |
|
1. |
Цена контракта |
60 % |
|
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации Критерий содержит показатели: |
Значимость показателей |
40 % |
2.1 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
40% |
|
2.2 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
55% |
|
2.3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг |
5% |
|
|
Совокупная значимость критериев |
100% |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации содержит следующие показатели:
Показатели |
Значимость показателей % |
Описание показателя |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
40 |
Опыт выполнения работ - сумма исполненных контрактов (договоров) по осуществлению работ, сопоставимых по виду и характеру тем работам, на которые проводится конкурс (выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" стоимостью не менее 80 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса в рамках каждого контракта (договора), заключенных и исполненных участником закупки за период с 2018 г. по дату окончания сроков подачи заявок с приложением копий контрактов (договоров) со всеми приложениями к ним, копиями документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) за весь период работы. Для целей применения данного показателя успешным выполнением работ считается исполненные контракты с приложением подписанных актов выполненных работ. Сумма исполненных контрактов рассчитывается исходя из предоставленных копий актов о приемке выполненных работ |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
55 |
Опыт выполнения работ - количество исполненных контрактов (договоров) по осуществлению работ, сопоставимых по виду и характеру тем работам, на которые проводится конкурс (выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" стоимостью не менее 80 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса в рамках каждого контракта (договора), заключенных и исполненных участником закупки за период с 2018 г. по дату окончания сроков подачи заявок с приложением копий контрактов (договоров) со всеми приложениями к ним, копиями документов, подтверждающих факт исполнения контракта (договора) за весь период работы. Для целей применения данного показателя успешным выполнением работ считается исполненные контракты с приложением подписанных актов выполненных работ. Количество исполненных контрактов рассчитывается исходя из предоставленных копий контрактов (договоров), актов о приемке выполненных работ |
Согласно п. 1.2 Информационной карты объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Киров".
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии Кировского УФАС России пояснили, что согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по текущему ремонту автомобильной дороги.
Вместе с тем, по Показателям NN 2.1, 2.2 Критерия N 2 Конкурсной документации оцениваются исключительно контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов (автомобильных дорог).
При этом согласно п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В силу п. 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, установленный порядок оценки заявок участников по показателям 2.1 и 2.2 Критерия N 2 "Квалификация участников закупки", предусматривающий подтверждение опыта контрактами (договорами), заключенными и исполненными в соответствии с Законом о контрактной системе в период с 2018 года по дату окончания срока подачи заявки, стоимостью не менее 80 % НМЦ контракта настоящего конкурса, является ненадлежащим, не соответствующим п. 27 (2), 27 (3) Правил.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой (дело N А40-93428/21), а также позицией ФАС России, изложенной в письме от 30.07.2021 г. N МШ/105065/21.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю 2.1 и 2.2 Критерия N 2, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя обоснован.
Для устранения допущенного нарушения выдается обязательное для исполнения предписание.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Строительное управление-43" на действия Заказчика - МКУ "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Киров" (извещение 0340200003321006198), в связи с нарушением Заказчика п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 декабря 2021 г. N 043/06/54.3-1069/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021