Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Микаилова М.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Медмаркет" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯСТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200039321000087 "Расходные материалы" (далее - Аукцион), в присутствии представителя Заказчика - Гаджиевой М.М. (доверенность от 07.01.2021 г. б/н), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
08.12.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что Конкурсная документация не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки Электронная торговая площадка АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
01.12.2021 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 553 736,78 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки регистрационного удостоверения на медицинские изделия.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик имеет право не требовать в составе второй части заявки на участие в аукционе регистрационного удостоверения на медицинские изделия.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, следующие документы и информацию:
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Правила государственной регистрации медицинских изделий на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
В соответствии с пунктами 2, 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
На основании указанных норм государственная регистрация медицинского изделия подтверждает соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности регистрируемого медицинского изделия и его принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению, указанных в регистрационном удостоверении. При этом документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Вместе с тем из положений Правил государственной регистрации медицинских изделий, Закона об основах охраны здоровья граждан, с учетом определения понятия "медицинские изделия", содержащегося в части 1 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан и пункте 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, следует вывод о том, что любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, подлежат государственной регистрации.
Таким образом, при закупке медицинских изделий заказчику надлежит установить требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе копий действующих регистрационных удостоверений на закупаемые медицинские изделия, а также аукционной комиссии при рассмотрении заявок следует соотнести предложенный товар с товарами, указанными в представленных участником закупки регистрационных удостоверениях.
Данный вывод согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме от 23.10.2014 N АД/43043/14, в котором указано, что требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе правомерно.
Таким образом, исходя из указанной позиции, Заказчик на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе должен предъявить к заявкам участников одно из двух требований: представить копию регистрационного удостоверения на медицинские изделия либо представить информацию о таком удостоверении.
При этом в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении.
Таким образом, указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участникам закупки о наличии во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении, не соответствуют п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика поясни, что на участие в Аукциона допущено 3 заявки, и в результате торгов достигнуто снижение 37,29% от НМЦК.
С учетом изложенного, по мнению Комиссии выявленное в действиях Заказчик нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
2. Заявитель указывает, что с учетом регламентированных сроков подписания контракта у поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товара остается только один день, что ограничивает законы права и интересы участников закупки.
соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установлено Комиссией, 13.12.2020 Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 13.12.2021 N0303200039321000087-3.
Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов. То есть в рассматриваемом случае контракт может быть заключен 24.12.2021 г.
Таким образом, довод Заявителя о том, что на поставку товара остается только один день не находит своего подтверждения.
Так же, Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не регулирует сроки закупки товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы не представил доказательств свидетельствующих о том, что в установленные Заказчиком сроки невозможно осуществить поставку товара предусмотренного объектом закупки.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
3. Заявитель указывает, что из специфики товара и инструкции по чтению символов не возможно определить потребность Заказчика в характеристике "Удобная крышка-дозатор (упаковку легко можно открыть/закрыть простым поворотом крышки)" при описании требований к товару "Аппликаторы стом".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено Комиссией, в технической части Аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товару "Аппликаторы стом", в том числе: "Удобная крышка-дозатор (упаковку легко можно открыть/закрыть простым поворотом крышки)".
Согласно инструкции по заполнению заявки символ "/" (косая черта) установленное между двумя и более взаимоисключающими значениями следует читать как "или" и участникам закупки необходимо предоставить в заявке одно значение если иное не установлено настоящей инструкцией.
По мнению Заявителя крышка-дозатор позволяет как легко открыть упаковку поворотом крышки, так и легко закрыть, выбрать один из показателей в данном случае невозможно.
По мнению Комиссии, указываемое в жалобе Заявителя положение инструкции по заполнению заявки применяется при установлении символ "/" (косая черта) между двумя и более взаимоисключающими значениями, при этом, жалоба Заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что показатели "открыть/закрыть" являются взаимоисключающими.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком размещены разъяснения положений Аукционной документации меняющие ее суть.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как установлено Комиссией в ЕИС Заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 07.12.2021 NРД1 со следующим содержанием, в том числе: "В ТЗ требуется Рутдент быстротвердеющий доз. по 0,25 гр, а в описании этого товара установлена форма выпуска 20 доз по
0,3 г. Просим однозначно указать, какая дозировка требуется.
Ответ: П. 11 технического задания читать в следующей редакции:
Рутдент быстротвердеющий |
Быстротвердеющий материал на основе МТА для закрытия перфораций Показания к применению: Профилактика поражений пульпы при глубоком кариесе Лечение острого и травматического пульпита Изоляция твердых тканей зуба Устранение перфораций в области коронки корня и фуркации Устранение наружных резорбций Апексификация Закрытие верхушки корня после ее резекции (ретроградное пломбирование) Преимущества: Твердеет в присутствии влаги, крови Время первоначального твердения - от 10 до 12 мин Высокая механическая прочность Превосходная биосовместимость Низкая растворимость Высокая щелочность и микробоцидность На основе оксидов кальция, кремния, алюминия Форма выпуска
|
шт |
20 |
", "4. В проекте контракта указано, что место поставки - Республика Дагестан г. Махачкала, проспект Имама Шамиля, 40. Просим ответить на следующие вопросы:
- на каком этаже находится место разгрузки товара, до которого поставщик должен доставить товар?
- в случае если место разгрузки располагается выше первого этажа или в подвальном помещении, имеется ли возможность использования лифта при разгрузке (если да, просим также указать примерные размеры лифта)?
- какова ориентировочная удаленность места разгрузки от места, где поставщик сможет припарковать автотранспорт (какое расстояние необходимо преодолеть от места парковки до входа в здание, где располагается место разгрузки)?
- имеет ли место поставки какие-либо индивидуальные особенности, которые могут затруднить занос товара в место разгрузки?
Кроме того, все уточненные параметры места поставки просим включить в проект контракта, во избежание разночтений в ходе его исполнения.
Ответ: Место поставки товара читать в следующей редакции: Республика Дагестан, г Махачкала, пр-кт Али-Гаджи Акушинского, д. 8 (1 этаж, имеются условия въезда/выезда для отгрузки товара)".
По мнению Комиссии, разъяснения положений документации об электронном аукционе от 07.12.2021 NРД1 размещенные Заказчиком в ЕИС меняют суть документации, а именно изменения в наименовании товара "Рутдент быстротвердеющий доз по 0,25 гр" и адреса места поставки товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснил, что при формировании технического задания в наименовании товара по ошибке осталась дозировка, при этом, само описание товара остается неизменным, согласно которому участники закупки могут предложить товар с дозировкой и по 0,25 гр. Касательно адреса места поставки товара представитель Заказчика пояснил, что Заказчик переехал в другое административное здание, и туда же были переведены складские помещения, при этом, переезд был в черте города Махачкала, что не должно ограничить потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, на участие в Аукциона допущено 3 заявки, и в результате торгов достигнуто снижение 37,29% от НМЦК.
В рассматриваемом случае, по мнению Комиссии выявленное в действиях Заказчик нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии Р.А. Халилов
Члены Комиссии: М.М. Микаилов
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп. Багамаев Т.Р. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 15 декабря 2021 г. N 005/06/106-2925/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2021