Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МаксиМед" (далее - заявитель, Общество, ООО "МаксиМед") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик, БУЗОО "Клинический онкологический испансер"), казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями"" (извещение N 0852500000121003106) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 13-12/2021 от 13.12.2021),
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 1 от 13.01.2021),
заказчика - <_> (доверенность б/н от 15.04.2019)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12092э от 13.12.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении совместного электронного аукциона N 0852500000121003106 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12499999, 98 руб.
10.12.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
13.12.2021 составлен протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, в документации об электронном аукционе заказчиком, уполномоченным учреждением допущено нарушение требований действующего законодательства, выразившееся в неуказании в описании объекта закупки требования к году выпуска закупаемого медицинского изделия, которое является значимым при описании данного объекта закупки.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются использованные при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки согласно извещению и приложению N 1 к разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является поставка аппарата искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги (далее - раздел II документации об электронном аукционе).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Подпунктом 5.9.3 "Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара" раздела 5 "Условия заключения и исполнения контракта" документации об электронном аукционе установлено: "Гарантия производителя на Оборудование составляет не менее 12 месяцев. Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет не менее срока действия гарантии производителя на Оборудование. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов".
Аналогичные условия предусмотрены также в разделе II документации об электронном аукционе, а также в проекте контракта.
При этом, в разделе II документации об электронном аукционе установлено, что "Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не были восстановлены потребительские свойства)".
В разъяснениях положений документации об электронном аукционе заказчиком, в частности указано: "_Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара.
При этом заказчиком установлено требование к минимальному сроку годности закупаемого товара и к минимальному сроку гарантийного периода на товар - не менее 12 месяцев, с даты ввода в эксплуатации оборудования".
В разделе II документации об электронном аукционе в обосновании необходимости использования показателей и значений данных показателей заказчиком указана ссылка на ГОСТ Р 55954-2018.
ГОСТ Р 55954-2018 "Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55954-2018) устанавливает требования к подготовке технических заданий и их оформлению для проведения закупок аппаратов искусственной вентиляции легких для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что ГОСТ Р 55954-2018 не содержит обязательного требования об указании заказчиками в техническом задании такой характеристики товара (показателя) как "год выпуска медицинского изделия".
Подпунктом 5.1.18 ГОСТ Р 55954-2018 установлен лишь показатель "гарантийный срок эксплуатации, год, не менее", который был указан заказчиком в пункте 19 табличной формы приложения N 1 к документации об электронном аукционе.
При этом Комиссия отмечает, что относительно установления заказчиком требования о дате выпуска товара Министерством экономического развития Российской Федерации давались разъяснения (письмо N ОГ-Д28-3661 от 10.03.2016) о том, что "Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара".
С учетом вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе, требований ГОСТ Р 55954-2018, Комиссия считает, что в документации об электронном аукционе отсутствуют нарушения действующего законодательства, поскольку им установлено требование о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром и предъявлено требование к минимальному сроку годности закупаемого товара и к минимальному сроку гарантийного периода на товар.
Также в жалобе Обществом указано: "Установление Заказчиком некоторых показателей (характеристик) медицинского изделия путем излишней конкретизации либо сужения показателей в описании объекта закупки приводит к ограничению количества не только участников закупки, но и производителей аналогичного товара, тем самым не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиком конкурентных положений описания объекта закупки приводит к увеличению как количества потенциальных участников закупки, так и, что не мало важно, к более эффективному использованию источников финансирования, предотвращения злоупотребления в сфере закупок".
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
На заседании Комиссии на вопрос о том, нарушены ли права Общества при неуказании заказчиком в документации об электронном аукционе требования к году выпуска аппарата искусственной вентиляции легких представителем заявителя дан ответ, что права заявителя не нарушены.
Более того, ООО "МаксиМед" не реализовало свое право на участие в данной закупке.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "МаксиМед" на действия БУЗОО "Клинический онкологический диспансер", казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка аппарата искусственной вентиляции легких с различными режимами вентиляции и автоматическим включением сигнала тревоги по программе "Борьба с онкологическими заболеваниями"" (извещение N 0852500000121003106).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 декабря 2021 г. N 055/06/33-1246/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2021