Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР-СМ" (далее - заявитель, общество) на действия Главного управления контрактного системы Омской области и его единой комиссии (далее также уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка автомобильных масел и смазочных материалов (Реестровый номер 21.31.2072) (извещение N 0152200004721002062) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд бюджетного учреждения Омской области "Автобаза здравоохранения" (далее также заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность от 03.02.2021 N 137)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12188 от 14.12.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 06.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721002062 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 6 002 834,08 руб.
14.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано пять заявок, одному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.12.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие три участника закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.12.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "ТК "Автомасла" с ценой контракта 4292025,82 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что участнику закупки ООО "ВЕКТОР-СМ" было неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе установлено, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Пунктом 4.1 документации об электронном аукционе были установлены следующие требования к содержанию первых частей заявок: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
б) наименование страны происхождения товара;
в) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (пункт 4.2 документации об электронном аукционе): "Участник закупки указывает конкретные значения показателей товара, соответствующих значениям, установленным в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации.
При этом не указание значений показателей, которые не могут изменяться, означает согласие участника с условиями документации.
При описании каждого конкретного показателя, указанного в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации участнику необходимо указать одно значение показателя, в том числе в случае, если при описании значения показателей в документации использовано слово "или".
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в соответствии с разделом II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе по позиции N 2 к поставке требовалось масло моторное, в том числе с установленной характеристикой: "Допуск (одобрение) - ОАО "АвтоВАЗ" или MB 229.3".
Из описания объекта закупки, а равно положений инструкции по заполнению заявки (рекомендуемое описание показателей товара) однозначно усматривается, что участникам закупки следовало указать только одно значение показателя "Допуск (одобрение)".
Заявка ООО "ВЕКТОР-СМ" содержала предложение о поставке товара с характеристикой "Допуск (одобрение) ОАО "АвтоВАЗ", MB 229.3".
Учитывая изложенное, единая комиссия уполномоченного органа отказала участнику закупки ООО ООО "ВЕКТОР-СМ" в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона отказать в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, пунктом 4.1 раздела I документации об электронном аукционе (далее - документация): заявка участника закупки по позиции N 2 "Масло моторное" по показателю "Допуск (одобрение)" не содержит конкретное значение показателя товара, соответствующее значению, установленному разделом II документации".
Из требований статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе и положений документации об электронном аукционе следует, что информация, указанная в первой части заявки будет включаться в проект контракта, а учитывая требования части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе заключаемый контракт не может противоречить условиям документации об электронном аукционе и заявке участника закупки. Следовательно, при допуске ООО "ВЕКТОР-СМ" к участию в электронном аукционе указанные императивные требования закона заказчиком не могли быть соблюдены.
Таким образом, вывод единой комиссии уполномоченного органа о том, что участником закупки в первой части заявки была представлена информация, не соответствующая требованиям документации об электронном аукционе, Комиссия Омского УФАС России полагает верным, следовательно, участнику закупки правомерно было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что при подаче заявки на участие в данной закупке ООО "ВЕКТОР-СМ" в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе было выражено безусловное согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен и с положениями инструкции по заполнению заявки.
Комиссия также отмечает, что принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Таким образом, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статьи 65 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного органа по отказу в допуске заявителя нарушений аконодательства о контрактной системе, в связи с чем указанный довод жалобы признан необоснованным.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки закупки Комиссией было установлено, что отказ в допуске участнику закупки был вызван нарушением при описании объекта закупки, в частности Комиссия полагает, что установление характеристики "Допуск (одобрение) - ОАО "АвтоВАЗ" или MB 229.3" не отвечает требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, так как фактические не позволяет участникам закупки, товар которых имеет два одобрения (и ОАО "АвтоВАЗ", и MB 229.3), принять участие в спорном электронном аукционе.
Комиссия также отмечает, что наличие документа, подтверждающего допуск (одобрение), не является показателем товара в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах в действиях уполномоченного органа и заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР-СМ" на действия Главного управления контрактного системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка автомобильных масел и смазочных материалов (Реестровый номер 21.31.2072) (извещение N 0152200004721002062) для нужд бюджетного учреждения Омской области "Автобаза здравоохранения".
2. Признать в действиях Главного управления контрактного системы Омской области и бюджетного учреждения Омской области "Автобаза здравоохранения" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактного системы Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 декабря 2021 г. N 055/06/67-1250/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021