Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦПРОМСТРОЙ" (далее - заявитель, общество, ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ") на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции и системы теплоснабжения приточной вентиляции" (реестровый номер 33.1976.21) (извещение N 0152300011921001933) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 38 с углубленным изучение отдельных предметов" (далее - заказчик),
в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя заявителя - "_" (доверенность N 22 от 21.12.2021);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 5 от 24.09.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12191э от 15.12.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 01.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300011921001933 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 6 880 490,40 руб.
09.12.2021 размещен протокол проведения электронного аукциона, согласно которому в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие пять участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 заявки двух участников признаны не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "ОКТАГОН" с ценой контракта 5518585 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, что заявка участника закупки ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ" неправомерно была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2021 при обосновании признания заявки с идентификационным номером 111027004 (ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ") не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе указано следующее:
"ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦПРОМСТРОЙ", Не соответствует требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе на основании пункта 2 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ, несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ в пункте 2.3 документации об электронном аукционе: оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств площадки направлены электронные документы (их копии) ООО "СпецПромСтрой", из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 ФЗ N44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (договор подряда N28/2019 от 10.07.2019 выполнения на стройке "АО "Газпромнефть-ОНПЗ" ЭМУО Замена вентиляционных систем здания ГСО (ЖМN 7416), замена канального электрического воздухонагревателя в Малом конференц-зале Здание Заводоуправления АХО цех N 32 (ЖМ 8237). Резервирование системы кондиционирования КПА, "Объекты ОЗХ комплекса ЭЛОУ-АВТ,УЗК и КГПН". Строительно-монтажные работы по устройству систем: вентиляции в соответствии с требованиями технической документации - ONPZ-ORO-RD-8258-A201-000-HV-OV.1-ый этап строительства - Три 16-ти этажных жилых дома.( Жилой дом строительный номер N1, Жилой дом строительный номер N2, Жилой дом строительный номер N3) в составе жилого квартала, расположенного в границах: ул. 3-я Енисейская, Бульвар Архитекторов - старица реки Замарайки - ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска. Ремонт вентиляции в здании по ул. Партизанская,10 для нужд АО "ТГК-1"", заключенный между ООО КОМПАНИЯ "ПРОМВЕНТ" и ООО "СпецПромСтрой" и копии актов выполненных работ. Представленный договор подряда N28/2019 от 10.07.2019 не подтверждает соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, поскольку не является договором на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в требованиях пункта 2(4) приложения N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено - наличие у участника опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе дублируют указанное требование).
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Дополнительные требования).
В силу пункта 2.4 Дополнительных требований в случаях, когда объектом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей" к участникам должно предъявляться следующее требование:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Соответствие участника дополнительным требования в силу пункта 2.4 Дополнительных требований подтверждается предоставлением следующих документов:
1) копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо
копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Учитывая, что объектом закупки фактически являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (в части капитального ремонта системы вентиляции и системы теплоснабжения приточной вентиляции) извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе содержали вышеизложенные дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании части 12 статьи 24.2 Федерального закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям части 8.2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что в подтверждение соответствия дополнительным требованиям ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ" были представлены:
1) копия договора подряда N 28/2019 от 10.07.2019, заключенного с ООО КОМПАНИЯ "ПРОМВЕНТ" на выполнение работ на стройке: "АО "Газпромнефть-ОНПЗ" ЭМУО Замена вентиляционных систем здания ГСО (ЖМN 7416), замена канального электрического воздухонагревателя в Малом конференц-зале Здание Заводоуправления АХО цех N 32 (ЖМ 8237). Резервирование системы кондиционирования КПА, "Объекты ОЗХ комплекса ЭЛОУ-АВТ,УЗК и КГПН". Строительно-монтажные работы по устройству систем: вентиляции в соответствии с требованиями технической документации - ONPZ-ORO-RD-8258-A201-000-HV-OV.1-ый этап строительства - Три 16-ти этажных жилых дома. (Жилой дом строительный номер N1, Жилой дом строительный номер N2, Жилой дом строительный номер N3) в составе жилого квартала, расположенного в границах: ул. 3-я Енисейская, Бульвар Архитекторов - старица реки Замарайки - ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска. Ремонт вентиляции в здании по ул. Партизанская,10 для нужд АО "ТГК-1"" на сумму 22704081,64 руб.
2) копия актов о приемке выполненных работ.
Оценив указанные документы, Комиссия приходит к однозначному выводу о том, что представленные участником закупки документы не подтверждают наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а равно наличие опыта выполнения работ по капитальному ремонту в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на основании следующего:
во-первых, из содержания предмета договора N 28/2019 от 10.07.2019, локальных-сметных расчетов и актов приемки усматривается, что обществом выполнялись отдельные виды строительно-монтажных работ на объектах строительства/реконструкции, которые в данном случае возможно отнести также к работам по капитальному ремонту/ремонту объекта капитального строительства;
во-вторых, участником закупки не представлены разрешения на ввод объектов капитального строительства, на которых выполнялись строительно-монтажные работы, в эксплуатацию (с учетом того, что представитель заявителя настаивал на том, что работы по договору N 28/2019 от 10.07.2019 являются работами по строительству объекта капитального строительства);
стоит отметить, что опыт выполнения работ в рамках строительства объекта капитального строительства (даже отдельно взятых видов работ) может считаться подтвержденным только в случае ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию;
в-третьих, из содержания спорного договора, актов приемки и пояснений представителя заявителя однозначно установлено, что договор N 28/2019 от 10.07.2019 является договором субподряда, заключенным на выполнение отдельных видов работ на объектах строительства, соответственно не подтверждает опыт выполнения строительства объекта капитального строительства в целом.
Данный вывод подтверждается решениями судов по делу N А46-13468/2020, в том числе определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656, а также соответствует позиции ФАС России, изложенной в письмах от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, от 11.09.2019 N МЕ/79668/19);
в-четвертых, сведения о договоре N 28/2019 от 10.07.2019 не содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия также отмечает, что принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке или законодательства.
Следовательно, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статья 65 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Дополнительные требование к участникам закупки были установлены исходя из объекта закупки, ООО "СПЕЦПРОМСТРОЙ" подавая заявку на участие в данной закупке было знакомо с положениями документации об электронном аукционе и выразило безусловное согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦПРОМСТРОЙ" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции и системы теплоснабжения приточной вентиляции" (Реестровый номер 33.1976.21) (извещение N 0152300011921001933) для нужд бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N38 с углубленным изучение отдельных предметов".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 декабря 2021 г. N 055/06/69-1251/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2021