На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В. Ломоносова" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки:
- электронный аукцион на поставку оборудования (ЖК телевизоры) для оснащения аудиторного фонда Философского факультета (для аудиторий Е-335, Е-349, Е-355, Г-307, Г-309, Г-344, Г-345, Г-354, Г510, Г-518, Г-522, Г-524, Е-359) для МГУ имени М.В.Ломоносова (13 шт.) (ID.43225) (реестровый N 0373100040121000197).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Заместителя председателя Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
М.М. Кузьминой - специалиста-экспета отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В. Ломоносова", Гражданского контроля государственных закупок,
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило обращение Гражданского контроля государственных закупок (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В. Ломоносова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку оборудования (ЖК телевизоры) для оснащения аудиторного фонда Философского факультета (для аудиторий Е-335, Е-349, Е-355, Г-307, Г-309, Г-344, Г-345, Г-354, Г510, Г-518, Г-522, Г-524, Е-359) для МГУ имени М.В.Ломоносова (13 шт.) (ID.43225) (реестровый N 0373100040121000197). (далее - Аукцион).
В составе обращения Заявитель указывает, что контракт заключен 5 августа 2021 года, однако по истечению месяца Заказчиком заключено с Поставщиком дополнительное соглашение от 17.09.2021 года N1, которым в нарушение ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе отказался от гарантийного обеспечения договора и обеспечения гарантийных обязательств по договору.
Согласно ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст.96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении закупки к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Также статьей 83.2 Закона о контрактной системе регламентирован порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе Поставщик представил реестр контрактов до заключения контракта посредством Единой информационной системы, что подтверждается скриншотом из личного кабинета, представленным на обозрение Комиссии Управления, однако в связи с отсутствием у Заказчика технической возможности внести изменения в договор на стадии заключения контракта, Заказчиком был подписан договор в редакции, подписанной Поставщиком при этом с целью соблюдения законодательства, а именно ч. 8.1. ст. 96 Закона о контрактной системе сторонами было заключено соответствующее дополнительное соглашение.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в действиях Заказчика формально присутствует нарушение положений ч. 8.1. ст. 96, ст. 83.2 Закона о контрактной системе, поскольку сторонами подписан контракт не соответствующий действительным обстоятельствам в части обеспечения контракта.
При этом вышеуказанные нарушения Заказчиком устранены самостоятельно посредством подписания соответствующего дополнительного соглашения.
Также в составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком размещены информация и документы о начислении неустоек (штрафов, пеней) в нарушение сроков, предусмотренных ст. 103 Закона о контрактной системе, а именно требование об уплате неустоек N1433-21/016-03.
Согласно ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 ст.103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 ст.103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 ст.103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Представитель Заказчика пояснил, что в связи с нарушением условий исполнения контракта Заказчиком было направлено требование об уплате неустоек от 13.10.2021 N1433-21/016-03. Так, 20 октября 2021 в установленный Законом о контрактной системе срок Заказчик направил соответствующую информацию в Единую информационную систему, что также подтверждается скриншотом из личного кабинета, представленный на обозрение Комиссии Управления.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе.
Также в составе обращения Заявитель указывает, что из информации и документов, размещённых в Единой информационной системе следует, что поставленные Заказчику телевизоры марок POLARLINE 58PU55STC-SM и LG 86UN8500686 были приняты без замечаний. Заявителем был подан запрос производителю телевизоров в компанию LG относительно срока гарантии на товар. Так, от производителя поступил ответ, согласно которому на телевизоры LG гарантия производителя составляет 1 год. Вместе с тем Заявитель отмечает, что в Техническом задании установлена гарантия производителя 3 года.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках закона реализована схема комплексного контроля, в том числе текущего, в которой задействованы ФАС России и соответствующие органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе органы государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство, а также финансовые органы.
ФАС России и ее территориальные органы, определенные Законом о контрактной системе контрольным органом в сфере закупок, осуществляют текущий "процедурный" контроль в сфере закупок, позволяющий на всех этапах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) пресекать нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
При этом в соответствии с положениями частей 3, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы не наделены полномочиями на осуществление контроля в отношении соблюдения требований к исполнению контракта, а также соблюдения условий контракта.
Одновременно Комиссия Управления информирует о праве Заявителя на судебную защиту гражданских прав в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 8.1. ст. 96, ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, поскольку восстановление прав и законных интересов заинтересованных лиц возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Управления: А.С. Спирякова
Члены Комиссии Управления: М.М. Кузьмина
А.С. Алексеева
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 декабря 2021 г. N 077/06/17-22945/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2021